Сибирские огни, 1973, №10
У книжной полки А. Баева. Калина-ягода. Стихи. М., «Сов. писатель», 1972. Стихи Антонины Баевой не отличаются внешней броскостью. Поэтесса сознательно избегает «поэтических красот», предпочитая им точность слова и искренность чувства. Словами обычными она умеет передать осо бенность душевного настроя, особенность каждого обычного дня, характера, пейзажа. В новом сборнике ее стихов «Калина-яго да», как и в прежних, немало примет по эзии народной: и образность, и поэтическая лексика, и напевность, свойственные народ ным песням и причетам: Вот опять закуролесила, Куржаки свои развесила Да сугробы намела, Да поземку завела. Ах ты. зимушка корявая. Озорная да кудрявая. Ты еще полютовей. Снегу хрусткого навей, Чтоб мои печали пали Все на иней да наземь. Чтобы песнями с проталин Зазвучать сумели всем. Нельзя не обратить внимания на народ ную фразеологию и ритмику этого очень ха рактерного для А. Баевой стихотворения. Но это не формальные заимствования, а внутренняя близость ко всему, что идет от народных песенных традиций, народного языка, родной русской природы, о которой А. Баева пишет в стихах простых и заду шевных: Заждалась меня степь, заскучал, Таволожкой у поймища встала. Заалела клубникой в траве. Заждалась меня степь, заскучала.... Уводя нас в лес и степь, в родное За уралье, к морю, А. Баева зовет присмо треться и прислушаться к родной земле, зо вет негромко, но так искренне и проникно венно, что, раз услышав этот поэтический голос, трудно уже не отозваться на него, не пойти за ним. Мне чудится, родной земле не спится. . Все ждет меня, зовет меня к себе. И за Тоболом солнышко садится. Припав лучом к бревенчатой избе... Немного слов, н они создают то особое настроение, ту зримость образа, без которой нет истинной поэзии. В поэтическом мире А. Баевой есть одна закономерность, свойственная, впрочем, не только ей: природа предстает в стихах не сама по себе, как бы прекрасна она ни бы ла, а в ее отношении к человеку и в отно шении человека к ней. Вот почему в ее пей зажных стихах, которые, кстати сказать, не укладываются в определение «пейзажная лирика», всегда ощутима эта связь, всегда детерминирован духовным складом лириче ской героини выбор пейзажа, отношение к нему и его поэтическая окраска'. Метко подмеченная закономерность жизни, выст раданная мысль и совсем по-иному осве тившееся прошлое, творческое беспокойст во лежат в основе таких «пейзажных» сти хов, как «Дрозды жируют на рябине», «Чернотроп», «Грибные мхи», «Отошли хо лода» и др. Недаром поэтесса задается вопросом: Откуда эта связь Меж ягодой калиновой И горечью моей? В лучших стихах А. Баевой тонко звеня щей струной слышится мотив кровной свя зи человека со всем сущим на земле и, пре жде всего, с тем, из чего складывается по нятие «Родина». В краю березовом родиться — Не это ль щедрый дар судьбы? —« Чтоб с малых лет не заблудиться Среди плетней и городьбы. Найти вьюнок. Понюхать мяту. Мучнистый колос растереть: Руками взглядом кожей пяток Обследуя земную твердь, По локоть руки погружая В прохладу пахоты весной. Отцу и деду подражая На поле робить в дождь и зной; Потом смотреть в поля без края С опушки ближнего леска, Взрослевшим сердцем постигая, Как вся земля тебе близка. Для многих стихотворен й А. Баевой о «малой родине» характерно это стремле ние «не заблудиться среди плетней и го родьбы», выйти душой и сердцем на ши рокие просторы великой многонациональ ной Родины («В траву покатится росина», «В каменистом ложе Теберды», «Читая Кайсына Кулиева», «Кочующая азиатка» и др.). И еще одна особенность лирики А. Бае вой: человек в ее поэзии никогда не быва ет одинок. Эта особенность предстает как неотъемлемая часть мировоззрения поэ тессы, ее оптимистического мировосприя тия и пристального внимания к окружаю щей жизни. В любых, даже самых элегиче ских, стихах А. Баевой ощущается ее ду ховное родство со своими современниками, своей эпохой. Особенно характерен в этом отношении цикл стихов о Николае Остров ском, заключающий сборник. Неизмеримо много значит судьба Николая ©стровска-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2