Сибирские огни, 1973, №10
доказывать, что в повести Н. Чертовой тех нология так тесно связана с психологией, что превращается в действенное средство раскрытия внутреннего мира труженика. И конечно же, огнеупор — это не только сорт кирпича, которым выкладывают каупер, но и характер советского человека, выдержива ющий любые трудности и испытания, в огне героических будней приобретающий особо прочную закалку. Интересно, что этот огне упорный характер советского человека, взращенный годами первых пятилеток, в творчестве Н. Чертовой найдет не только синхронное с эпохой отражение. Писатель ница вернется к нему, спустя многие годы, в романе «В сибирской дальней стороне», вышедшем только что в свет. О том, что в центре внимания Н. Черто вой постоянно оказываются натуры цель ные, сильные^ устремленные, свидетельству ет творческая история романа «Пролегли в степи дороги», книги, которой отдано много душевных сил, в которую вложено много энергии, которую с полным правом можно ■назвать главной книгой писательницы. На чалась она с рассказа «Черный орел», по нравившегося А. М. Горькому, который взял его для первого номера журнала «Колхоз ник». Писательница рассказала в нем о горькой судьбе русской женщины, ждущей от бумаги с черным царским гербом только страданий и несчастий; такой бумагой изве стили ее о гибели мужа в русско-японской войне 1904 года, такой бумагой сообщили о мобилизации сына на войну 1914 года. Свое горе и тоску крестьянка изливает в плаче: «Черна птица, печальна орлица и в мой двор ноне клюнула». «Очень хорошо,—- ска зал А. М. Горький о рассказе.— Нужно до вести Авдотыо-Нужду до Октябрьской ре волюции, чтобы она пропела отходную ста рому миру». Так рождается роман «Разрыв- трава», ярчайшие страницы которого посвя щены драматической истории коммуны «Луч правды», созданию колхоза в Утевке. В 1952 году Н. Чертова.вновь вернулась к своей главной теме, продолжив историю Утевского колхоза рассказом о годах войны, о трудностях колхозной жизни в послевоен ное время. Теперь рома« называется «Боль шая земля». Но и это не был его послед ний вариант. Писательнице захотелось рас сказать о коренных переменах в колхозном строительстве в середине 50-х годов и от крывавшихся новых перспективах. Так воз никает новая редакция романа—«Пролегли в степи дороги». «Я потратила на книгу «Пролегли в степи дороги»,— пишет она послесловии к ней,—всю свою жизнь, если говорить о жизни творческой. В дате 1934 1965 нет никакого преувеличения. Но заро дилась книга еще раньше. Мне кажется, это произошло в тот знойный летний лень 1914 года, когда была объявлена война немцами и на всем необъятном просторе России в тысячах городов и сел провожали мобилизованных...» И через всю почти книгу проходит образ Авдотьи-Нужды, простой русской женщины, наделенной необыкновенным талантом воп леницы, сказительницы. В ее удивительно ■поэтическом мышлении находят выражение самые сокровенные настроения человека, раскрываются глубины народного миросо зерцания. В своих песнях она несет людям утешение и надежду, поет о их горе и гне ве, радостях и печалях. После революции в ней просыпается талант агитатора, пропа гандиста, борца. Ее слово было так же дей ственно, как и дело тех, кто жертвовал сво ей жизнью за колхозное дело. И не случай но, глухая, дикая ненависть кулаков не раз обрушивается на Авдотью Логунову, ей уг рожают расправой, в нее стреляют. И сыну , своему Николаю, и внучке своей Ганьке она оставила в наследство частицу своего беспокойного горячего сердца, своего прекрасного таланта быть всегда необходи мой людям. И в них живет то же деятель ное отношение к миру, та же устремлен ность' к большим и значительным целям, то же бескорыстное служение общему делу. Есть особый смысл в том, что творческое, деятельное начало человека в творчестве Н. Чертовой с наибольшей полнотой вопло тилось именно в образе женщины. Ее всег да, по собственному признанию, «привлекал образ женщины-творца, художника, созида теля, соединяющий в себе творческую страсть с подвигом материнства». Ведь н случайно столь дорогим, пронесенным через всю жизнь, оказался для нее образ Л. Н. Сейфуллиной, с великолепными - воспомина ниями о которой Н. Чертова выступила юбилейном номере журнала «Сибирские ог ни». И пройдя большой творческий путь, подарив советскому читателю много хоро ших, нужных и полезных книг, создав яркие и убедительные образы людей труда, стра стно увлеченных своим делом, сама Надеж да Васильевна Чертова являет самый яр кий пример такого человека, «женщины- творца, художника, созидателя». Л. ЯКИМОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2