Сибирские огни, 1973, №10
вы искать. С ним надо умеючи бороться. Хочешь знать, так у нас на заводе та же подпольщина. Не за себя, дуралей, бороться надо, а за нас, за всех». Данровую сущность повести «Горькая пена» необходимо определить как «произ водственную повесть», где человек изобра жается главным образом в сфере производ ства, сложившихся здесь отношений на фо не технологического процесса. Глубокая приверженность Н. Чертовой этому жанру со всей очевидностью сказа лась и в повести «Огнеупор», также напеча танной в журнале «Сибирские огни». Она в еще большей мере, чем «Горькая пена», отмечена чертами очеркизма, свойственного всей литературе 30-х годов, особенно их пер вой половины. Это сказалось и в публици стической страстности ее повествования, и в ее ярко выраженной документальности, и в ее адресованности к совершенно конкретно му жизненному объекту. Она была вызвана к жизни поездкой на Кузнецкстрой в 1931 году, порождена всей атмосферой сотворе ния нового мира на огромных просторах глухоманного и дикого края. В отличие от сумрачной тональности по вести «Горькая пена», повесть «Огнеупор» наполняет ощущение радости и света. Конф ликт нового и старого раскрывается и в этой повести, в ней изображено столкнове ние буржуазной морали с моралью социа листической, частнособственнической пси хологии с психологией коллективистской. Старый мир встает и в зловещих притчах кладовщика Гнипы-Гамаюна, и в индивиду алистических метаниях Никишки Дегтева, и во вредительских вылазках врага. Но пове ствовательный акцент сделан не на раскры тии этого конфликта, а на изображении тру довых будней строителей нового мира. Непреходящая ценность повести состоит в том, что, являясь художественным свиде тельством 30-х годов, она воссоздает не повторимый образ времени и эпохи, ознаме новавшихся небывалым энтузиазмом масс, почувствовавших себя подлинными хозяева ми страны. В центре повести—-дела и забо ты бригады молодых огнеупорщиков Нико лая Роганова, Анюты Бахаревой, Бори Мал кова, Апалько, возводящих «комсомольский каупер», взявших на себя обязательство вы ложить его за рекордно короткий срок. Смысл их трудового рекорда хорошо опре делил начальник строительства: «Что зна чит—победить на производстве? Победить —значит повести за собой». Рекорд—• не самоцель, а смысл трудовой ини циативы комсомольцев состоит не в том, чтобы вырваться вперед, а в том, чтобы пробудить интерес к новым формам труда, раскрыть возможности раскованной энергии человека. Н. Чертова воссоздает то суровое время, когда казалось неудобным думать о личном благополучии, мечтать о любви и счастье, но когда любили горячо и преданно, а лич ное счастье уже умели воспринимать в не расторжимой связи с избранным делом, трудом, работой. «Огнеупор» —книга, наполненная пафо- 12 * сом трудового напряжения, творческого со ревнования и небывалых темпов: . «Жизнь здесь мчится неукротимо. Люди идут уско ренным шагом. Оранжевые языки костров слизывают остатки ночной черноты. Шумы подымаются, сталкиваются и падают, как морские волны. Разрытая и взорванная зем ля тоже ползет куда-то, тяжело переваливая серые комья. Слово «темпы» звучит как вы стрел!» Труд предстает в повести как предмет, до стойный поэтизации, как источник радости, вдохновения и духовного обогащения чело века. В ней немало страниц, звучащих му зыкой слаженного труда, исполненных ро мантики и героизма трудовых будней: вот «Анюта уселась поудобнее и больше не по дымала головы. Ряд ложился спорый, ров ный. Кирпичи были легкие и теплые, как дет ские кубики. Вокруг неслышно росло и ши рилось узорное каменное поле. Анюта ти хонько запела. — Кирпича давай! Агриппина тащила во все углы стопки огнеупора в ладонях, сцепленных на животе. Положив стопку у локтя кладчицы, она на скоро облизывала губы. Роганов оторвался от своего ряда и взгля нул на Агриппину светлыми опьяневшими глазами: —- Товарищ... / — Пуяндаева,— важно подсказала Агрип пина. — Товарищ Пуяндаева, гони кирпич! Пу скай подносчики цепью станут. Вот так. По няла? Агриппина вихрем взлетела на шахту. Во лосы ее развевались...» Как видим, в романтике повести нет и грана надуманности или отвлеченности: она вся пронизана ощущением живой дей ствительности 30-х годов. В романтическом ее отблеске предстают перед .нами зримые черты будущего, творимого сегодня, непов торимые детали и подробности конкретно исторических условий сурового времени: жизнь в бараках, скудная пища, сон вдвоем на одной койке и тяжелый физический труд •при полном отсутствии техники. «Многие дни и ночи я провела вместе с комсомоль цами,— вспомнит позднее Н. Чертова,— в металлическом жерле каупера, надоедая ям расспросами о марках кирпича и способах кладки. Я была свидетелем их удач и горь ких поражений. Вместе с ними довелось мне стоять у подножия каупера одним ран ним, розоватым, морозным утром,— это бы ло великое мгновение, означавшее победу комсомольцев: кладка закончилась за не сколько часов до срока, гордо обозначен ного «а металлическом стволе каупера». Это памятное для себя мгновение — радо стного удивления перед результатом своего тРУДа, перед сотворенным человеческими руками —писательница сделала незабыва емым и для своих героев: «Каупер вознесся над ними—-стройный и слегка потный от ночного тумана». Обычно принято упрекать авторов «произ водственных романов» в увлечении техноло гией, заслоняющей человека. Вряд ли нужно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2