Сибирские огни, 1973, №10
беспокойными поисками своей темы, своего языка, своей художественной манеры. Но этот период литературных исканий и коле баний, к счастью, был недолгим. «В те годы,— рассказывает она в мемуар ном очерке «Незабываемая школа», посвя щенном А. М. Горькому,—у нас была близ кая связь с замечательной действительно стью молодой строящейся советской Сиби ри». Здесь она и обрела своего настоящего героя. Им стал человек труда, рабочий, строитель нового мира. В русле главной для советской литературы темы —темы тру да, творчества, созидания — написаны и главные произведения Н. Чертовой: пове сти «Горькая пена», «Огнеупор», роман «Пролегли в степи дороги». А. М. Горький не обошел вниманием пер вую повесть Н. Чертовой. «Горькая пена», —сказал он,—вещь хорошая, потому что полезная», вслед за чем подробно остано вился и на художественных просчетах мо лодой писательницы, отметив чрезмерное увлечение диалогом, недостаточную мотиви рованность поведения некоторых героев, преобладание описания над изображением. Однако, несмотря на строгость и взыска тельность, этот отзыв не обескураживал, не убивал творческой энергии, а, наоборот, на мечал перспективы творческого роста писа тельницы: А. М. Горький почувствовал и ее несомненную талантливость, и «обречен ность» на служение писательскому делу. Н. Чертовой выпало счастье после отъ езда из Сибири работать в горьковском журнале «Колхозник», и весь этот опыт об щения с великим писателем и предшествую щую ему переписку она оценила для себя как «незабываемую школу» творчества и мастерства. А. М. Горькому всегда было дорого в со ветской литературе ее стремление показать «человека, организуемого процессами тру да», и «полезность» повести Н. Чертовой Не вызывала у него' сомнений. Действие ее происходит в годы нэпа, когда Фридрих Адольфович Крафт, после революции сбе жавший из России, в 1922 году снова воз вращается сюда уже в качестве германско го подданного, желающего получить концес сию на некогда принадлежавший ему пиво варенный завод. Но за те годы, что он от сутствовал, произошли огромные перемены, и коснулись они не столько материального положения рабочих, ибо живут они по- прежнему в подвалах и землянках, где «в углах квачут лягушки», а образа их мысли и поведения. Обитатели слободки, как за метил Крафт, стали еще беднее, но несго ворчивее. И если раньше рабочие были без различны к состоянию производства, то те перь они проявляют хозяйскую заинтересо ванность в сохранении машин, в выполне нии концессионного договора, в соответ ствии с которым рабочим должно быть пре доставлено жилье, а «к концу аренды завод должен быть оборудован по последнему слову техники». И хотя временно хозяином завода является снова Крафт, он постоян но^ чувствует над собой, над всеми своими действиями контроль завкома и партийной ячейки. Основной конфликт повести и за вязан борьбой временных хозяев завода с его подлинным хозяином — рабочими, от страненными от руководства производством в силу особых обстоятельств нэпа. Это по. весть о классовой борьбе в новых услови ях, о росте солидарности рабочих, о каче ственно новой роли производственного кол лектива в судьбе отдельной личности. Крафт и его приспешники ишут такие сред ства борьбы с классовой солидарностью ра бочих, которые бы в изменившихся, услови ях действовали безотказно. С этой целью они пытаются расколоть единство действий заводского комитета, подкупив взятками и подачками его председателя Федора Клюк вина. Но главный расчет в отношении к ра бочим строится на естественном воздейст вии той продукции, которую выпускает за вод. Здесь практикуется проба пива на вкус, не воспрещается выпивка в рабочее времт) и на рабочих местах, потому что «с пьяноге рабочего легче сорвать две «шкуры»,— «по чему не потерпеть несколько копеек матери ального ущерба, если за этим следует почти собачья покорность мастеру?» Крафт, быст ро разобравшийся в сложившихся условиях, следующим образом излагает свою страте гию: «Их штаб имеет за плечами всю госу дарственную систему. Наш штаб , имеет только две возможности для действия: день ги и мудрость». «Мудрость» Крафта состоит в том, чтобы при помощи тривиальной кружки пива, одурманивая сознание рабо чих алкоголем, ввергнуть каждого из них в пучину беспамятства, вечного похмелья и головной боли, разобщить рабочих, поро дить у них безразличие к общественным ин тересам, достижению социальных целей. С циничной откровенностью говорит он о без отказности действия алкоголя на классовые чувства рабочих: «Цена человеку — ведро пива. Я знаю это твердо... Только следует начинать с кружки... и осторожно». Писательница рисует убедительные обра зы жертв крафтовской «стратегии», людей, в горькой пене пива утонивших свое челове ческое достоинство и утративших всякие со циальные связи: это Гугня, «самый старый алкоголик в заводе», Машенька и Мишенька Счастливцевы, пьющие пиво, водку, порт вейн и денатурат и постоянно пребываю щие в состоянии «сонной мути». Однако политике отравления сознания ра бочих теперь противостоит сила нового тру дового коллектива, во главе с завкомом и партячейкой борющегося против старых производственных традиций, за сознатель ное и свободное отношение к труду. Соци ально-воспитательная роль трудового кол лектива в полной мере раскрывается в от ношении. к пивовару Павлу Шахову. С об разом его связана и производственная и лю бовная линии сюжета повести. Дочь Крафта Эмма уходит к Шахову, и в отмщение за нанесенное оскорбление концессионер нахо дит повод уволить молодого рабочего. По сложившейся издавна традиции и Шахов пытается обрести утешение в кабаке, но на ходит поддержку в рабочем коллективе: «Что же ты, еловая твоя башка,— говорят ему,— в пивной удумал на хозяина распра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2