Сибирские огни, 1973, №10

беспокойными поисками своей темы, своего языка, своей художественной манеры. Но этот период литературных исканий и коле­ баний, к счастью, был недолгим. «В те годы,— рассказывает она в мемуар­ ном очерке «Незабываемая школа», посвя­ щенном А. М. Горькому,—у нас была близ­ кая связь с замечательной действительно­ стью молодой строящейся советской Сиби­ ри». Здесь она и обрела своего настоящего героя. Им стал человек труда, рабочий, строитель нового мира. В русле главной для советской литературы темы —темы тру­ да, творчества, созидания — написаны и главные произведения Н. Чертовой: пове­ сти «Горькая пена», «Огнеупор», роман «Пролегли в степи дороги». А. М. Горький не обошел вниманием пер­ вую повесть Н. Чертовой. «Горькая пена», —сказал он,—вещь хорошая, потому что полезная», вслед за чем подробно остано­ вился и на художественных просчетах мо­ лодой писательницы, отметив чрезмерное увлечение диалогом, недостаточную мотиви­ рованность поведения некоторых героев, преобладание описания над изображением. Однако, несмотря на строгость и взыска­ тельность, этот отзыв не обескураживал, не убивал творческой энергии, а, наоборот, на­ мечал перспективы творческого роста писа­ тельницы: А. М. Горький почувствовал и ее несомненную талантливость, и «обречен­ ность» на служение писательскому делу. Н. Чертовой выпало счастье после отъ­ езда из Сибири работать в горьковском журнале «Колхозник», и весь этот опыт об­ щения с великим писателем и предшествую­ щую ему переписку она оценила для себя как «незабываемую школу» творчества и мастерства. А. М. Горькому всегда было дорого в со­ ветской литературе ее стремление показать «человека, организуемого процессами тру­ да», и «полезность» повести Н. Чертовой Не вызывала у него' сомнений. Действие ее происходит в годы нэпа, когда Фридрих Адольфович Крафт, после революции сбе­ жавший из России, в 1922 году снова воз­ вращается сюда уже в качестве германско­ го подданного, желающего получить концес­ сию на некогда принадлежавший ему пиво­ варенный завод. Но за те годы, что он от­ сутствовал, произошли огромные перемены, и коснулись они не столько материального положения рабочих, ибо живут они по- прежнему в подвалах и землянках, где «в углах квачут лягушки», а образа их мысли и поведения. Обитатели слободки, как за­ метил Крафт, стали еще беднее, но несго­ ворчивее. И если раньше рабочие были без­ различны к состоянию производства, то те­ перь они проявляют хозяйскую заинтересо­ ванность в сохранении машин, в выполне­ нии концессионного договора, в соответ­ ствии с которым рабочим должно быть пре­ доставлено жилье, а «к концу аренды завод должен быть оборудован по последнему слову техники». И хотя временно хозяином завода является снова Крафт, он постоян­ но^ чувствует над собой, над всеми своими действиями контроль завкома и партийной ячейки. Основной конфликт повести и за­ вязан борьбой временных хозяев завода с его подлинным хозяином — рабочими, от­ страненными от руководства производством в силу особых обстоятельств нэпа. Это по. весть о классовой борьбе в новых услови­ ях, о росте солидарности рабочих, о каче­ ственно новой роли производственного кол­ лектива в судьбе отдельной личности. Крафт и его приспешники ишут такие сред­ ства борьбы с классовой солидарностью ра­ бочих, которые бы в изменившихся, услови­ ях действовали безотказно. С этой целью они пытаются расколоть единство действий заводского комитета, подкупив взятками и подачками его председателя Федора Клюк­ вина. Но главный расчет в отношении к ра­ бочим строится на естественном воздейст­ вии той продукции, которую выпускает за­ вод. Здесь практикуется проба пива на вкус, не воспрещается выпивка в рабочее времт) и на рабочих местах, потому что «с пьяноге рабочего легче сорвать две «шкуры»,— «по­ чему не потерпеть несколько копеек матери­ ального ущерба, если за этим следует почти собачья покорность мастеру?» Крафт, быст­ ро разобравшийся в сложившихся условиях, следующим образом излагает свою страте­ гию: «Их штаб имеет за плечами всю госу­ дарственную систему. Наш штаб , имеет только две возможности для действия: день­ ги и мудрость». «Мудрость» Крафта состоит в том, чтобы при помощи тривиальной кружки пива, одурманивая сознание рабо­ чих алкоголем, ввергнуть каждого из них в пучину беспамятства, вечного похмелья и головной боли, разобщить рабочих, поро­ дить у них безразличие к общественным ин­ тересам, достижению социальных целей. С циничной откровенностью говорит он о без­ отказности действия алкоголя на классовые чувства рабочих: «Цена человеку — ведро пива. Я знаю это твердо... Только следует начинать с кружки... и осторожно». Писательница рисует убедительные обра­ зы жертв крафтовской «стратегии», людей, в горькой пене пива утонивших свое челове­ ческое достоинство и утративших всякие со­ циальные связи: это Гугня, «самый старый алкоголик в заводе», Машенька и Мишенька Счастливцевы, пьющие пиво, водку, порт­ вейн и денатурат и постоянно пребываю­ щие в состоянии «сонной мути». Однако политике отравления сознания ра­ бочих теперь противостоит сила нового тру­ дового коллектива, во главе с завкомом и партячейкой борющегося против старых производственных традиций, за сознатель­ ное и свободное отношение к труду. Соци­ ально-воспитательная роль трудового кол­ лектива в полной мере раскрывается в от­ ношении. к пивовару Павлу Шахову. С об­ разом его связана и производственная и лю­ бовная линии сюжета повести. Дочь Крафта Эмма уходит к Шахову, и в отмщение за нанесенное оскорбление концессионер нахо­ дит повод уволить молодого рабочего. По сложившейся издавна традиции и Шахов пытается обрести утешение в кабаке, но на­ ходит поддержку в рабочем коллективе: «Что же ты, еловая твоя башка,— говорят ему,— в пивной удумал на хозяина распра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2