Сибирские огни, 1973, №10

«...ОБРАЗ Ж ЕНЩ ИНЫ - ТВОРЦА, ХУДОЖНИКА , СОЗИДАТЕЛЯ» К 70-ЛЕТИЮ Н. В. ЧЕРТОВОЙ Когда в марте 1972 года «Сибирские ог­ ни» отмечали свой полустолетний юбилей, в праздничном номере журнала выступили многие из его ветеранов, те, за которыми закрепилось уважительное и почетное имя «огнелюбов»: Л. Мартынов, К. Урманов, А. Коптелов, А. Смердов, А. Мисюрев и среди них — Н. Чертова, Надежда Васильевна Чертова пришла в журнал еще в первом пятилетии его жизни, в 1927 году. Молодым, начинающим лите­ ратором приехала она из просторов при­ волжских степей в далекую, неведомую Си­ бирь. Ее позвала сюда не только жажда новых впечатлений, поиски интересного ма­ териала для творчества, но и вполне конк­ ретная цель: желание вступить в контакт с «живыми» писателями, из которых особен­ но хотелось видеть Лидию Николаевну Сей- фуллину: «Она первая из советских писа­ телей,—вспоминала потом Н. Чертова,— возбудила во мне своими «Правонаруши­ телями» и «Перегноем» непреодолимое же­ лание писать». Когда молодая писательница приехала в Новосибирск, Л. Н. Сейфуллиной здесь уже не оказалось. Но Н. Чертова не рассталась тогда ни с Сибирью, ни —тем более — с мечтой о писательстве. Своей страстной приверженностью к литературе, а главное — живым и глубоким интересом к Сибири она скоро развеяла «холодок пристального раз­ глядывания» и недоверия к себе, как к чу­ жой, пришлой, «привезенной из Расеи». Пройдет некоторое время, и Н. Чертова скажет, о Сибири слова, полные любви и признательности: «Сибирь —моя литератур­ ная родина. До сих пор с сердечным вол­ нением я вспоминаю угрюмые леса, могучие реки и бескрайние степи Сибири и суровые ее зимы с пьянящими морозами, бурные весны с веселыми потоками воды, короткие осени с их прелестной и хрустально-чистой ясностью. Никогда не изгладится из моей памяти прекрасный и молодой Новоси­ бирск, в котором началась литературная моя жизнь». И потом, расставшись с Си­ бирью, она сохранит кровную связь с ее литературной жизнью, навсегда останется верной «Сибирским огням», о которых позд­ нее скажет: «Журнал, который помог мне, 12. Сибирские огни № 10. как писателю, стать на ноги». Действитель­ но, здесь был напечатан ее первый рассказ «Боа» (1927), затем один за другим появля­ ются рассказы «Сорок белых» (1927), «Ли­ цо денег» (1928), «Личное дело» (1928), «Рассказы об огнеупоре» (1933), повести «Горькая пена» (1930) и «Узлы» (1933), очерки «Заводские будни» (1929), «Клепка началась» (1931) и многие другие, свиде­ тельствующие о том, что Н. Чертова была в эти годы одним из активных и професси­ онально подготовленных сотрудников жур­ нала. Но не только журнал помогал ей стать на ноги, она и сама приложила не­ мало усилий к тому, чтобы упрочить его ав­ торитет, сделать популярным и интересным для читателя. Уже в эти годы дал о себе знать недюжинный организаторский талант Н. Чертовой в литературной работе. Она становится членом редколлегии журнала «Сибирские огни», некоторое время возглав­ ляет его художественный отдел, много сил и энергии отдает работе над чужими руко­ писями, никогда не отказывая в помощи и юддержке тем, кто в них нуждался. Так, в литературной обработке Н. Чертовой по­ является на страницах журнала большая мемуарно-биографическая повесть В. Цику- нова «В огне», посвященная горячим дням гражданской войны в Сибири. Это был не случайный эпизод творческой биографии пи­ сательницы, ибо ей, выращенной комсомо­ лом гражданской войны, был очень хорошо знаком «язык революции, чьи громы и бу­ ри наполнили грозным гулом детство и юность нашего поколения». И, в литературу Сибири тех лет она при­ несла с собой комсомольский задор, ооман- тическую окрыленность, жажду хозяйского, деятельного отношения к жизни и радост­ ное предощущение открывающихся при со­ циализме возможностей; ее отличала любовь к ясному, убедительному слову, четкой, це­ леустремленной мысли, простой, выразитель­ ной форме, публицистическая острота и злободневность содержания. Она ясно ви­ дела перед собой лицо своего читателя, она твердо знала, зачем и для кого пишет. Только самые первые ее произведения, типа «Боа», «Лицо денег», несут на себе следы литературного ученичества, отмечены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2