Сибирские огни, 1973, №10
ся» в селе Назимово — обжора, пьяница' и бабник... В первую очередь Вяч. Шишков обращает внимание на социальную природу народных беловий Когда же писатель сквозь грязь и кровь, сквозь жадность и злобу рассмот рит у своих крестьян безусловно человечное —доброту и широту души, как у Кешки-ка- моршика, пытавшегося спасти бродяг, са моотверженность, равную подвигу, как у Прова и Устина, подлинную красоту любви и помыслов, как у Анны и Андрея, то в атом случае он дает волю своим чувствам.- «Тайга» — произведение в высшей степе ни лирическое, как любое исповедание своей любви и веры. И несмотря на то, что по весть завершается убийством двух бродяг, смертью Устина и Прова, сумасшествием Ан ны, гибелью всей Кедровки, ее господствую щая тональность — патетика, то величаво суровая, то нежная, но всегда мажорная, торжествующая. В «Тайге», можно сказать без преувеличения, бушуют страсти. Взяты события для деревни тоже исключительные —не каждый день незаконно и скопом уби вают людей. Выбраны дни, когда у всех все на пределе, все взвинчено. И этому в пове сти подчинено любое описание, любая ха рактеристика, любое действие. Едва ли не каждый ее штрих резко контрастен и осле пительно ярок. Все взбудоражено небыва лыми событиями, все вздыблено и пропита но историческим оптимизмом автора. О ха рактере ожидаемой революции герои Шиш кова пока что не задумываются, она вся по ка уподоблена стихии огня, безраздельно властвующего в тайге. Тем не менее, весь пафос ее свидетельствует — Вяч. Шишков сделал крупный шаг в сторону социалисти ческого искусства, знаменосцем которого в русской литературе был тогда Максим Горький. Весь последующий путь с о в е т с к о г о писателя Вячеслава Шишкова, кдх бы сло жен и значителен он ни был, покоится в ко нечном счете на этом чрезвычайно важном жизненном и творческом опыте, составляю щем славную страницу как в биографии самого писателя, так и в истории отечест венной литературы. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2