Сибирские огни, 1973, №10

ся» в селе Назимово — обжора, пьяница' и бабник... В первую очередь Вяч. Шишков обращает внимание на социальную природу народных беловий Когда же писатель сквозь грязь и кровь, сквозь жадность и злобу рассмот­ рит у своих крестьян безусловно человечное —доброту и широту души, как у Кешки-ка- моршика, пытавшегося спасти бродяг, са­ моотверженность, равную подвигу, как у Прова и Устина, подлинную красоту любви и помыслов, как у Анны и Андрея, то в атом случае он дает волю своим чувствам.- «Тайга» — произведение в высшей степе­ ни лирическое, как любое исповедание своей любви и веры. И несмотря на то, что по­ весть завершается убийством двух бродяг, смертью Устина и Прова, сумасшествием Ан­ ны, гибелью всей Кедровки, ее господствую­ щая тональность — патетика, то величаво­ суровая, то нежная, но всегда мажорная, торжествующая. В «Тайге», можно сказать без преувеличения, бушуют страсти. Взяты события для деревни тоже исключительные —не каждый день незаконно и скопом уби­ вают людей. Выбраны дни, когда у всех все на пределе, все взвинчено. И этому в пове­ сти подчинено любое описание, любая ха­ рактеристика, любое действие. Едва ли не каждый ее штрих резко контрастен и осле­ пительно ярок. Все взбудоражено небыва­ лыми событиями, все вздыблено и пропита­ но историческим оптимизмом автора. О ха­ рактере ожидаемой революции герои Шиш­ кова пока что не задумываются, она вся по­ ка уподоблена стихии огня, безраздельно властвующего в тайге. Тем не менее, весь пафос ее свидетельствует — Вяч. Шишков сделал крупный шаг в сторону социалисти­ ческого искусства, знаменосцем которого в русской литературе был тогда Максим Горький. Весь последующий путь с о в е т с к о г о писателя Вячеслава Шишкова, кдх бы сло­ жен и значителен он ни был, покоится в ко­ нечном счете на этом чрезвычайно важном жизненном и творческом опыте, составляю­ щем славную страницу как в биографии самого писателя, так и в истории отечест­ венной литературы. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2