Сибирские огни, 1973, №10
факторы, относящиеся к району вселения; некоторые препятствующие миграции об стоятельства; факторы личного характера. Предполагается, что в каждом районе имеется некоторая совокупность противо действующих друг другу факторов миграции. Их можно определить как положитель ные, содействующие привлечению населения в район или его приживаемости в райо не, и отрицательные, стимулирующие миграционный отток населения из района или снижающие интерес мигрантов к данному району. Имеются и такие факторы, к кото рым отдельные группы людей относятся более или менее безразлично. Несомненно, что конкретный набор положительных и отрицательных факторов как в районе выхода, так и в районе вселения для каждого мигранта (или потенциально го мигранта) будет различным. Тем не менее, мы можем по определенным признакам (возрастным, семейным, образовательным и т. д.) выделить группы людей, которые оди наково реагируют на действие тех или иных факторов. Такая группировка населения имеет большое значение для практического регулирования миграции. Несмотря на многообразие факторов, воздействующих на миграцию населения, ее интенсивность и направления миграционных потоков в конечном итоге определяются степенью несбалансированности социально-экономических факторов районов выхода и вселения, среди которых главную роль играет уровень жизни. Показатели уровня жизни (денежных доходов и фонда потребления, жилищной обеспеченности и куль турно-бытового обслуживания и т. д.) выступают в качестве «управляющего сигнала». Отставание Сибири по всем важнейшим показателям уровня жизни от европейских районов страны и является тем «управляющим сигналом», который вызывает мигра ционный отток населения в европейские районы. Регулировать движение миграцион ных потоков можно путем использования социально-экономических факторов в качест ве «рычагов управления», планомерного установления районной дифференциации по казателей уровня жизни. Необходимость районной дифференциации показателей уровня жизни, как прави ло, не отвергается, но действительный смысл и назначение ее часто понимают по-раз ному. В экономической литературе довольно широко распространена точка зрения, со гласно которой территориальная дифференциация доходов должна выступать «в ка честве важнейшего инструмента выравнивания уровня жизни по районам страны». Та ким образом, в форме дифференцированных показателей уровня жизни предполагает ся введение всего лишь своеобразного «поправочного коэффициента» на природно- климатические условия. С этой точкой зрения нельзя согласиться, так как для эффективного управления миграционными процессами территориального выравнивания уровня жизни совершен но недостаточно. Степень приживаемости населения в трудонедостаточных районах зависит не только от абсолютных размеров, доходов, потребления продовольственных и промышленных товаров, развития сферы обслуживания, но в основном от того, на сколько эти показатели выше по сравнению с другими районами. Поэтому в трудоне достаточных районах Сибири требуется обеспечить более высокий уровень жизни, соз дать более благоприятные, чем в других районах, условия жизни. Тем самым обеспе чивались бы как миграционный приток населения из других районов, так и макси мальная его приживаемость. Необходимость эффективного регулирования миграционных процессов обусловле на не только требованием обеспечить народному хозяйству трудонедостаточного райо на источник дополнительной рабочей силы. Экономические последствия миграции насе ления гораздо шире. В частности, общество осуществляет большие затраты, связанные с перемещением населения в трудонедостаточные районы (выплата единовременных пособий, транспортные расходы, затраты на профессиональную подготовку привлекае мых работников и т. п.). Наряду с этим имеются еще и скрытые затраты, связанные с территориальным перемещением населения и не учитываемые пока еще в практике планирования. Они выражаются в том, что работники в связи с переездом на новое место жительства вы ключаются из общественного производства и на некоторое . время превращаются из производителей национального дохода только в его потребителей. Если достигается определенный высокий уровень приживаемости населения, за траты рабочего времени, связанные с территориальным перемещением населения! яв ляются экономически целесообразными, так как их необходимость вызывается объек тивным процессом формирования трудовых ресурсов в трудонедостаточном районе. При слабой приживаемости значительная часть и этих общественных затрат принима ет форму безвозвратных потерь. Последствия высокой миграционной подвижности населения заслуживают самого пристального внимания. Потери от нее огромны. За 1970 год, например, в города За падной Сибири прибыло 645 тысяч человек, а выбыло 570 тысяч. В результате было потеряно около 20 миллионов человеко-дней рабочего времени. Со стороны центральных государственных органов предпринимаются усилия, на правленные на расширение масштабов и темпов жилищного и культурно-бытового строительства в восточных районах. Однако при всем их огромном значении меропри ятия «сверху» не могут до конца решить проблему необходимого повышения уровня жизни населения, они должны подкрепляться повышением экономической заинтересо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2