Сибирские огни, 1973, №10
не принял, как не принял впоследствии от рицательную оценку романа «Угрюм-река», кстати, тоже за то, что в нем «много взято из арсенала авантюрного романа». Иначе сказать, измерять «Тайгу» только по, «зако нам» бунинской «Деревни» или по горьков ским оценкам вряд ли исторически право мерно, несмотря на огромный авторитет М. Горького и блестящие качества повести И. Бунина. В повести «Тайга» Вяч. Шишков высту пил уже как зрелый и.самобытный худож ник. Впервые у Шишкова сделаны художе ственные обобщения столь крупного плана— о русском народе и его месте в ходе исто рии, о природе и религии, о социально-исто рических перспективах развития России, о революции. Писатель предпринимает дейст вительно серьезное и разностороннее изуче ние народа, его повседневной жизни, его стремлений и духовных запросов, его веро ваний и надежд. Дочитывая повесть, мы убеждаемся, что речь в ней идет не о дерев не Кедровка и селе Назимово, не о Сибири даже, а обо всей России. Опираясь на свой богатейший опыт обще ния с людьми самых разных социальных групп страны, Вяч. Шишков сознательно не желает следовать за И. Буниным. С первых же страниц повести «Тайга» у Шишкова за звучали другие ноты в сравнении с теми, что господствовали в «Деревне» Бунина, Вяч. Шишков напомнил, что русский кре стьянин, поселившись в Сибири, мужествен но приступил к освоению и покорению тай ги и преуспел в этом. «Затрещала тайга, заухала, в спор всту пила с человеком: насылала медведей на его жилище, пугала лешими. Но устоял че ловек. все перенес, а тайгу все-таки поко рил. И там, где к небу вздымались вековые деревья, теперь зелеными коврами легли ве селые нивы». Далее пойдут горькие обличительные страницы, совсем в духе Бунина, но без бу нинской мягкости, удивительной пластично сти, а прямо и резко, в той публицистиче ской стилистике, какая особенно заметна в конце произведения и объявлена некоторы ми исследователями риторикой: «Так и жи ли в равненье и злобствовании, в зависти и злорадстве, жили тупой жизнью зверей, без размышления и протеста, без понятия о добре и зле, без дороги, без мудрствова ний, попросту,— жили, чтоб есть, пить, пьянствовать, рожать детей, гореть с вина, морозить себе, по пьяному .делу, руки и но ги, вышибать друг другу зубы, мириться и плакать, голодать и ругаться, рассказывать про попов и духовных скверные побасенки и ходить к ним на исповедь, бояться встре титься с попом и тащить его на полосу, чтоб бог дал дождя». Вся первая главка отличается устремле нием автора преодолеть идеализацию на рода, довольно распространенную в русской литературе народнического толка. Однако завершается она, как и началась, сценой другого плана. Из Питера вернулся Спирь- ка-солдат и недвусмысленно заявил: «Не тто можно здесь жить... Что я — зверь, что ли?» — и необыкновенными рассказами своими «указал перстом в небо, туда, где зори плавают, где все не так, все не по- здешнему». На этих страницах Россия дважды обернулась к читателю своим от нюдь не одним звериным диким ликом. Пе ред ним возникал то сильный, смелый чело век, покоряющий суровую сибирскую при роду, то человек далекого города, который манил и звал в неизведанное. Вяч. Шишков дает в «Тайге» своеобраз ный разрез крестьянства, социальный и нравственный, показывает целую галерею характеров и типов, убеждающих нас, что деревня русская не только темная или се рая, она многоцветная, вобравшая в себя и дикость бессмысленных преступлений, и валеты нравственного подвига. И все это овеяно задушевной авторской мыслью, сно ва противоположной той, какая живет в «Деревне» Бунина. После того, как была доказана невинов ность бродяг, последовало такое обобщение: «Стоял перед Устином народ, как перед судьей — без вины преступник. Встала пе ред Андреем Русь и ждала от него золотых слов! Но что ж слова!». Здесь все примеча тельно— и переход от конкретного собы тия, происшедшего в Кедровке, к всеобще му, происходившему в России, и «золотые слова», которых нетерпеливо ждал, требо вал народ от своих просвещенных предста вителей, и подчеркнутая виновность без ви ны, и горестное Андреево признание: что ж слова, когда дело необходимо! На вопрос, кто же виноват в столь тяж кой судьбе трудового народа России, Вяч. Шишков не спешит с однозначным катего рическим ответом. От всеобщей темноты нравы и обычаи сложились грубые — пьян ство и драки, и всякая иная скверность. От природы, не всегда ласковой к человеку, то же многое зависело: урожай— люди стано вятся веселыми и добрыми, неурожай или таежный промысел упал — зло заползало в избы, «туманило всем головы, разъедало сердце и рычащим бешеным псом ложи лось у порогов» И тут же создается образ Бородулина, «торгового человека», который «всю округу в кулак зажал» и не без осно ваний орет: «Я все могу!». Он никаких бед не испытывает, ни в каких изменениях в де ревне не нуждается. Рассказывается также и о том, как умная трудолюбивая, реши тельно ни в чем не повинная Анна, пред став перед властью, перед урядником, сра зу же лишается всех своих человеческих прав. Ее легко могут оскорбить, унизить, могут втоптать в грязь самые светлые и святые ее чувства. И когда она попытается как-то защитить свое человеческое достоин ство, ее изобьют, бессмысленно и жестокоз урядник «со всей силы» ударил кулаком в висок, потом пнул ее, беременную, в живот. Эта расправа — одна из, главных причин сумасшествия Анны. А тргостная история жизни бродяги Антона? Источник ее все тот ж е— полнейшее бесправие рядового че ловека в российском государстве. «Попал в сеть как перепелка,— жалуется Антон,— а вступиться некому...». Обратился он за помощью к брату, окончившему Духовную академию, так тот сразу же сдал его жан дармам. Этот духовный пастырь в городе ничуть не лучше того, что живет и «трудит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2