Сибирские огни, 1973, №10
Андрея писатель убеждает нас в существо вании таких людей? Потому, видимо, что Россия, пережившая позорную русско-япон скую войну, революцию 1905 года, реакцию с ее неисчислимыми жертвами, Россия, пе реживавшая тройной гнет—дворянства, рус ского и иностранного капитала, гнет соци альный и национальный, уже выдвинула ты сячи таких честных, чистых и порывистых Андреев. Все прогнило, и молодые люди, подчас очертя голову, не внимая «трезвым» словам маловеров и отступников, лезли на эту все еще страшную стену, именуемую са модержавием. Теперь мы имеем возможность ознако миться с письмами, дневниками, воспомина ниями молодых участников революции и гражданской войны и убедиться, что моло дежь России буквально бредила революци ей, хотя зачастую еще и не знала, что и как следует делать для ее приближения. Ее по рывы благородны, слова возвышенны, меч ты прекрасны, а дела пока что незначитель ны. Эту молодежь кануна революции, охва ченную и неохваченную организациями, но уже рвущуюся в бой, добровольно обрекаю щую себя на тюрьмы и ссылки, заметил Вяч. Шишков, выразил к ней свое уважение и в полном соответствии с замыслом роман тизировал ее,—так беззаветен был ее по рыв в будущее Родины! Андрей в повести еще не может, как над лежит, втолковать мужикам, Прову, «что ж надо сделать, чтоб в тайге не страшно было жить, чтоб все добро поднять наверх, лю дям на пользу», но в сцене пожара он, на конец, поймет, в ком сокрыта мятежная си ла России, почувствует, что он, хотя и «пес чинка на затерявшейся заклятой тропе», ну жен грядущему шквалу революции и своей верой в ее очистительный огонь, и своей преданностью кровным интересам народа. «И опять вспомнилась, стала мерещиться ему Русь — Русь могутная, необъятная, мрачная и дикая, как сама тайга. Русь ше велилась, шептала, ворочала каменные жер нова в его отяжелевшем мозгу. И чудилось Андрею, что уж сизый дым ползет по ней и клубится. Потоки подземного огня клоко чут и предостерегающе стучат в просолен ные слезами недра. С запада к глубокому востоку, от юга к северу гудит и хлещет по простору шквал. Все в страхе, напряженно ждет, все приникло, приготовилось: вот гря дет хозяин жатвы. Р у с ь ! Ве р у й ! Ог н ем о ч и щ а е ш ь с я и о б е л и ш ь с я . В с л е з а х п о т о н е ш ь , но б у д е ш ь в о з н е с е н а». /Подчеркнуто автором.— Н. Я.). О повести «Тайга» написано уже немало и, прежде всего, в монографиях о творчест ве писателя: П. Медведева, М. Майзеля, В. Бахметьева, А. Богдановой, И. Изотова и В. Чалмаева. В историях литературы, по священных началу века, Вяч. Шишков толь ко упоминается, его место в литературном процессе десятых годов никак или почти ни как не определяется. Лишь в самое послед нее время положение изменилось. В. Трушкин, подробно анализируя повесть в содержательном исследовании «Литера турная Сибирь 1900—1917 годов», пишет, что «Тайга», помимо своего важного значе ния для развития прозы в Сибири, раскры вала перед читателем «такие грани действи тельности в специфически сибирском пре ломлении, которые не затрагивала обычно большая русская литература, и тем самым раздвигала и расширяла рамки художест венного познания России» («Пути и судь бы». Иркутск, 1972, стр. 167). Правда, ак цента на это «специфически сибирское» в анализе нет, как нет и непосредственного сопоставления повести с «большой русской литературой». Однако же в определении особенностей повести постоянно чувствует ся масштабность в подходе к ней. Возра жая И. Изотову, обвинявшему Вяч. Шишко ва в «надуманном лиризме» и «риторике», В. Трушкин говорит: «Даже торжественно приподнятое словечко «грядет» примени тельно к революции не было изобретением одного Шишкова. Оно было на устах мно гих, в том числе у Маяковского, когда он создавал «Облако в штанах» (там же, стр. 165). Одновременно с В. Трушкиным впервые так широко и доказательно говорит о пове сти «Тайга» и о ее месте в развитии рус ской литературы предоктябрьской поры Л. Крутикова в статье «Реалистическая проза 1910-х годов». «Три повести, — пишет Л. Крутикова,— «Деревня» Бунина, «Белый скит» Чапыгина и «Тайга» Шишкова — явно выделяются в литературе этого времени по размаху изоб ражения России, по глубине исследования народной жизни, по остроте поставленных проблем» (см. сборник «Судьбы русского ре ализма начала XX века». Л., 1972, стр. 181). В таком определении повесть Вяч. Шиш кова «Тайга» выглядит не простым итогом «сибирскою периода» в творчестве писате ля, как чаще всего подчеркивалось в раз личных исследованиях, но и входит* в свое образный итог развития русского критиче ского реализма в канун революции. Анализ прозы — повестей и рассказов десятых го дов— у Л. Крутиковой содержателен и ее исходные позиции плодотворны. «Исследование деревни и провинции в го ды нового революционного подъема,— спра ведливо утверждает Л. Крутикова,— стано вилось задачей общенациональной важно сти, ибо от жизненных устоев, от уровня сознания и психологии многомилллионных масс зависела даьнейшая судьба России и народа. Эту задачу времени чутко уловил Горький, который после романа «Мать» и пьесы «Враги» стал писать о деревне («Ле то») и окуровской Руси». (Там же, стр. 176—177). Соглашаясь с такой формулировкой ос новной задачи времени, нельзя, однако, не пожалеть, что при анализе наиболее значи тельных произведений этого периода прин ципиально важная повесть М. Горького «Лето» все-таки почему-то выпала. Если бы зашел здесь разговор и о повести «Лето», то тогда пришлось бы основательней заго ворить о причинах, породивших историче ский оптимизм двух авторов — опытного н зрелого Горького и «незрелого таланта» Шишкова, пришлось бы объяснять, почему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2