Сибирские огни, 1973, №10
образов, красок и ритмов, чтобы так живо и объемно передать истинную бурю в душе Устина, чувства любви к нему автора, наше возмущение несправедливостью, какая со вершается над Устином, над Кедровкой, над всей Россией. «Ветер тайгою ходит, раскачал тайгу от самых корней до вершины. Трещит тайга, ухает, ожила, завыла, застонала на тысячу голосов: все страхи лесные выползли, за шмыгали, засуетились, все бесы из болот повылезли, свищут пронзительно, носятся, в чехарду играют. Сам лесовой за вершину кедр поймал, вырвал с корнем и, гукая страшным голосом, пошел крушить... Вновь гроза оглушительно трахнула. Устина под бросило, опрокинуло, и он, очнувшись, пу стился бежать. Он бежал молча, весь объя тый звериным ужасом, и ему почудилось, что сзади за ним и Бородулин, и разбой ники, и оживший Лехман, и все деревья,— вся тайга несется вслед: вот-вот дух из Устина вышибут...». Вся блистательная сцена пребывания Устина в ночной тайге у тела убитого кре стьянами бродяги Лехмана, усердие и отва га Устина, его ужас и гибель органично связаны с последующей еще более живо писной, по-малявински ярко-красочной сце ной пожара, являющейся, по определению автора, синтезом всей повести. Буря в тай ге, пережитая Устином,— прелюдия пожа ра. В чувствах и мыслях Устина, потрясен ного происшедшим в родной Кедровке и в самой природе, которую он населяет духа ми, отразилась слабость старозаветного крестьянского сознания в потугах понять себя и окружающий мир, такой противоре чивый и далекий от гармонии. Сама же спена пожара, где пригодился писателю его опыт по созданию сказок-ал легорий, читается как стихотворение в про зе. В ней все реально-зримо —люди и обе зумевшие звери, горящая деревня и спасаю щиеся животные, сама тайга и огонь, ее пожирающий, и все до краев наполнено ли рико-романтическим пафосом. В ней Пров, Анна и Андрей, озаренные слепящим светом пожара, раскрываются в своей самой со кровенной сути, в ней органический сплав лирики и публицистики, идущей «открытым текстом». В Анне сосредоточены лучшие черты кре стьянской России: «Поди, нет ее краше да умнее по всей тайге, во всем русском цар стве». Именно она с удивительной ясностью ощутила: «Жизнь ли это?.. Люди не люди, выползут, мохнатые, потычутся носом, что положено, помытарятся да трухлявыми ко лодами хлоп в землю. А из тайги опять прут новые...». Она мечтает, пожалуй, как никто в Кедровке: «Эх, думаешь, была бы богатырем, сгребла бы огромный топорище, да ну пластать тайгу... Вывела бы доро женьку прямехонько на белый свет...». Мы сразу замечаем особую стилистиче скую окраску, данную писателем намерен но, окраску сказочно-патетическую, И не потому, что не смог бы он создать образ бытовой, а потому, что это соответствовало его основной задаче: показать народ в его неоспоримо прекрасных качествах, развеять легенду, создаваемую в литературе, что на род России, преимущественно крестьянский, забит и немощен, дик и страшен, и что бу дущее его темно. Вот почему в сцене пожа ра об Анне говорится с авторскими подчер киваниями: «Она вся в прошлом, в с я в б у д у щем, светлом и бурлящем, как пылающая кругом сизо-огненная тайга. И не жаль ей Кедровки, не жаль утлых, обгорелых лачуг, ни ч е г о не ж а л ь , и н и ч то н е с т р а- ш и т ее, потому что Андрей с нею, и нее идет как надо». Не случайно с Анной и Андреем мы зна комимся в первых же главах повести. Они окружены ореолом красоты и чистоты, они явно приподняты над жителями Кедровки и Назимово, но не настолько, чтобы утра тить живые черты, превратиться в схему, в простой рупор авторских идей. Андрей — политик — отнюдь не идеальный, все пони мающий революционер. Наоборот, он не знает, что ему делать, .не может определить своего места в деревне, мечтает о побеге, и только сообщение Анны о ребенке заставля ет его сделать выбор. Что нужно делать в деревне, чтоб в ней «посветлей было», как «жизнь налаживать надо» — он тоже не знает. Его уход в тайгу, потому что за зи му в селе «надоело», уход — «чтобы упить ся вволю весенним хвойным запахом» — идет тоже от этого незнания. И письмо дру гу на волю с изложением своих настроений и чувств он так и не дописал, так и не от правил. Он весь пока что в состоянии по иска, в состоянии порыва. Вяч. Шишков знал, конечно, революцио неров другого склада. В автобиографии он неоднократно упоминает: «В Якутске... по знакомился с местной колонией политиче ской ссылки», «на Нижней Тунгуске пере знакомился с политическими ссыльными», и с некоторыми из них «установились друже ские отношения». В селе Преображенском — «опять колония политических ссыльных», а в Якутии «рабочими моими, кроме яку тов, были тридцать человек политических», «мне пришлись по душе два грузина и сту дент Казанского университета», задумав ших террористический акт против иркутско го генерал-губернатора Селиванова, «из вестного тирана и гонителя свободы». Пос ле неоднократных и настойчивых просьб грузин («Мы сразу увидели, что ты наш и ты нам поможешь») Вяч. Шишков даже раздобыл им азотной кислоты для изготов ления ручных бомб. Да и в Томске он знал революционеров типа наборщика-болыпеви- ка Егора Кононова, которого скрывал в 1905 году на своей квартире, или того же В. М. Бахметьева, ставшего со временем его другом. В. Бахметьев так и пишет в своих воспоминаниях: «Вячеслав Яковле вич связывал нас (т. е. большевиков.— Н. Я.) с интеллигенцией города и со студен чеством, помогал укрытию беглых ссыль ных» (см. «Неопубликованные произведе ния. Воспоминания. Письма». Л., 1956, стр. 132). Почему же Вяч. Шишкова привлек имен но _Андрей, молодой, еще малоопытный, идейно не сформировавшийся политический ссыльный? Почему всей образной сутью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2