Сибирские огни, 1973, №10
останется по-старому, можно с чистой со вестью на все нахаркать и умереть». С та кой подлинно гражданской страстью ста вился вопрос о будущем России. Из этих исторически необходимых социальных пере мен исходил Вяч. Шишков, когда завершал свою повесть «Тайга», когда создавал сим волическую сцену пожара тайги, когда ри совал главных героев повести Прова, Анну, и Андрея как людей, олицетворяющих здо ровые, зреющие в самом народе силы стра ны. Писатель сознательно выполнял свой гражданский долг перед Родиной, в труд ную минуту внушая ищущим людям труда веру в свои творческие созидательные воз можности. В дни нападок на М. Горького за его ошибочную статью «Две души» (см. «Ле топись», 1915) Вяч. Шишков снова проявил трезвость взгляда и глубокое понимание побудительных причин, заставивших Горь кого выступить с такой статьей: «Конечно, удар кулаком —прием слишком энергич ный, но он произведен любя: не самоопле- вание, а порыв скальпелем данного ему да ра вскрыть нарыв любимой Родины. Ну, ошибся, увлекся, через край хватил. Конеч но, можно и должно спорить, выяснять, до казывать, но без злорадства, без желания втащить человека на Голгофу, чтоб плевать ему в лицо и бить по голове тростью». Вяч. Шишков был чрезвычайно взволно ван происшедшим, но остался непоколеби мым как в своем отношении к русскому на роду, так и в своей высокой оценке дея тельности Горького: «Не напрасно ли он (Е. Чириков— Н. Я.) это затеял, подняв перо на Горького: ведь все-таки Г о р ь- к и й!.. Что же топтать в грязь русскую жемчужину...» (Письмо к В. С. Миролюбо- ву от 28 февраля 1916 г.—Литературный архив. Л., 1960, стр. 248). Из отчетливого понимания насущных за дач, стоящих перед русским обществом в пе риод тяжелейшей империалистической бой ни, чуждой интересам народа, рождались у Вяч. Шишкова романтизированные герои то из крестьян, то из среды политической ссылки. Не связанный непосредственно с социал-демократическим движением, Вяч. Шишков чутко уловил запросы времени, он справедливо полагал, что насущно важным в тот момент могло быть не только ясное определение конкретного пути выхода из тупика, но и убежденное выражение веры в духовные силы народа, способного преодо леть, казалось бы, непреодолимое и в самом себе, и в условиях своего существования. Народ — как решающая сила истории — вот что воодушевляло Вяч. Шишкова, ког да он рисовал крестьянина Прова из захо лустной таежной деревушки Кедровка. Он неграмотен, темен, закабален купцами, при нижен ими, непостоянен в своих страстях- желаниях, как и все, верит и в бога, и в леших, усердно молится и недалеко ушел от односельчан-кедровцев, решивших по по дозрению в воровстве и уничтожении коров устроить самосуд над бродягами. Но Пров умен и добр, чуток к прекрасному, трудо любив и человечен, в нем бродят спящие до поры, энергия и сила. И если он поймет, кто прав, как в случае с безвинными бро дягами, если что-то подтолкнет его к дей ствию, как подтолкнул его пожар в тайге, преобразится Пров, обнаружит свою несо крушимую волю, свою мощь. «Андрей взглянул на него и удивился. Никогда он не чувствовал таким Прова. Он даже отступил от него в сторону, чтоб при стальней разглядеть его. Здесь был другой Пров — не тот, что направил при таежной дороге в его грудь ружье, не тот, что пал к его ногам, там, у часовни, и молил его, и ронял слезы. Огромным посивевшим мед ведем стоял Пров, грузно придавив землю, — скала какая-то, не человек... Широкий большой мужик каменным истуканом не движимо стоял, скрестив руки на груди. Его волосы и бороду чесал ветер, глаза по- прежнему властно грозили пожару: вот-вот нагнется Пров, всадит в землю чугунные свои пальцы и, взодрав толстый пласт, как шкуру с матерого зверя, перевернет вверх корнями всю тайгу». Все преувеличено в Прове и вместе с тем истинно. Он стихиен, как дышащая огнем тайга, стихия которой приобрела в повести особенное значение. Изображения тайги не только смелы и реалистически точны по краскам, но в сопряжении со страстями че ловеческими наполнялись еще и лирико-фи лософским смыслом, романтизировались, приподнимались до символического звуча ния. В этих картинах — огромность, необъ ятность России: «Заберись на крышу часо венки, посмотри во все стороны — тайга. Взойди на самую высокую сопку, что кро ваво-красным обрывом подступила к реч к е—тайга, взвейся птицей в небо — тайга. И, кажется, нет ей конца и начала». И радуется писатель, что так неохватна страна, и любуется ею в ясную солнечную погоду, когда душа покойна и светла: «И полилось, заструилось небесное золото, за курились хвои, замерцали алмазы ночных рос. Всеми очами уставилась тайга в не бо...». Но чуется в ней и темное, тайное, что мглистым туманом охватывает тебя, пугает и грозит: «Вот хозяин поднимается — белые туманы, выплывайте — вот хозяин скоро встанет из мшистого болота... Расстилай тесь, белые туманы, расстилайтесь... Чело век, не размыкай глаз: хозяин страшный, увидишь — умом тронешься, крепче спи...». Дед Устин - - совесть Кедровки, истинный ее духовный руководитель, наставник и судья. Писатель, конечно, видит его челове ческие недостатки, понимает примитивность его христианских проповедей, иногда добро душно подтрунивает над ним, но одновре менно отдает ему должное, рисуя его по- своему стойким, отважным и решительным, настоящим подвижником. Чтобы вернуть мужиков, задумавших в тайге казнить бро дяг, он поджигает свою избу, потом торже ственно покидает деревню, уходит в тайгу, так как в лесу со зверями, объявляет он, легче жить, чем с такими людьми, пересту пившими христианские заповеди. И смерть его от скорби и от страха за будущее лю дей сопровождается таким буйством тайги, что, кажется, и не может быть других слов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2