Сибирские огни, 1973, №10
Неграмотные крестьяне по-своему вели счет перенесенным грузам —зарубинами на батоге дяди Ермилы. Ну и получилось у них за месяц «мильён тыщ». Подрядчик воспользовался — обсчитал, они в контору —их там высмеяли, они к «справнику», К «высокородию»: «Положите свою препону живоглоту нашему... ведь хребты трещат у нас...» Он в кою-то пору как вскочет да кэ-эк заорет: «Вон! Прохвосты! Забастов щики!» Речь этого «крючника»-грузчика воспро изведена во всем ее живом неподражаемом блеске —-с разговорными оборотами, по-на родному лаконичными,- с «надоть», «эвон» и «чаво»,' которые не замечаешь —так они органичны, с емким многозначным словом, с богатейшей интонацией, передающей и го ре, и боль, и улыбку, и гнев. Читатель Как бы воочию убеждается, что перед ним не темнющий вахлак, а человек, довольно яс но представляющий, что же происходит в его родной деревне и как дурно, не по прав де с ним самим обращаются. Читатель ощу щает также и дыхание послереволюционного времени —на окрик «высокородия» нашел- ся-таки дядя Ермила, который «тож на не го сгайкал» и, уверяя, что они «отродясь забастовщиками-то не бывали», все-таки пригрозили подрядчику невыходом на работу. Наконец, мы видим, что в этом полурабочем-полукрестьянине со всей опре деленностью оформилась ненависть к ви новникам его бедственного положения: «Са ми-то с голоду дома, в Расее-то, пухнем, а тут на вот те, на живоглота какого робили, на черта стриженого...» Мужик уже не го ворил, а кричал и, «вскинув увесистый ку лак, тыкал им по направлению к горе, где была контора». Очевидно же, что хорошо понимал безвы ходность положения 'такого «крючника» Вяч. Шишков и всем сердцем сочувствовал ему, вместе с ним негодовал. Его доброе отношение к бесхитростному рассказчику о злополучных «мильён тыщ» заметно во всем: «Мужик поскреб пятерней шапку гу стых волос, поутюжил бороду и улыбнулся виновато-ласковой улыбкой, а в чуть зату маненных слезой голубых глазах его све тилось что-то доверчивое, что-то детски на ивное». Вяч. Шишков входил в группу тех пи сателей десятых годов, в творчестве кото рых преобладал язык песен и сказок, язык простых людей, живущих своим трудом, в теснейшем общении с природой. Пригляди тесь к его известным произведениям той поры «Ванька Хлюст», «Краля» или «Чуй- ские были», к таким, ныне почти забытым, рассказам, как «Злосчастье», «Мильён тыщ» или «Море зелено»; в каждом из них все внимание отдано человеку труда, слово народное поет и светится, язык писателя как бы в противовес книжному или просто вычурному языку модернистского искусства дышит буйной силой первоисточника. Вяч. Шишков был и остался социально зорким художником, по-своему, глубоко и содер жательно исследующим жизнь русского об щества. Наиболее полно аналитические свойства реализма Вяч. Шишкова с его ве рой в народные силы, с его пафосом иска ния позитивных идеалов отразились в по- вести «Тайга», появившейся в горьковской «Летописи» 1916 года. 4 В Петроград Вяч. Шишков приехал не только зрелым сорокадвухлетним челове ком, но и зрелым художником, автором бо лее чем пятидесяти разных по жанру про изведений, среди которых уже были расска зы, отличавшиеся и самобытностью, и худо жественной завершенностью. Шовинистиче ский угар, вызванный у некоторых писате лей войной четырнадцатого года, его не коснулся, наоборот, с обостренной прозор ливостью заговорил Вяч. Шишков о нена висти к разбойной войне империалистов и неизбежности «грозы» и «грома». «Война кошмаром висит над землей,— пи сал он А. Ремизову.—Бог и дьявол отвер нулись от земли, такие кругом подлость и разбой. И если б не предчувствие чего-то хорошего, что будет вскорр, можно было бы спятить с ума. А гром грянуть должен» (Литературный архив, Л., 1960, стр. 244). С еще большей определенностью и кате горичностью говорит Вяч. Шишков о том же в письме к Г. Н. Потанину: «Да, война, действительно, ужасна. Но она, очевидно, необходима для устроения судеб Мира» (В. Я. Шишков. Неопубликованные произ ведения. Воспоминания. Письма. Л., 1956, стр. 250). В этом ,же 1915 году Вяч. Шишков пи шет из Петрограда Г. Н. Потанину искрен нее и содержательное письмо о «состоянии души в дни военных неудач»: «Обидно за Россию, стыдно. Но мы, к сожалению, и возмущаться-то как следует не умеем, не научены негодовать открыто, смело, нет у нас в руках молота, которым можно дро бить и созидать. До сих пор мы еще не бо лее как русские обыватели времен щедрин ских, способные лишь на то, чтоб пить горькую (и то с дозволения начальства) или, в лучшем случае, в тоске и лени смерт ной, сесть в болоте на пенышек, прикусить бороду, самобичевать и хныкать, жалуясь болоту на тяготу русской жизни... Какие- то мы все простачки, недоучки, коротко брюхие сморчки. Нет у нас в крови огня, нет тех гражданских дрожжей, которые бу шуют и творят жизнь...» Всем существом своим переживал писа тель беды России, выступал против про стачков и недоучек, способных только хны кать и жаловаться, требовал действия: «Вот банщик идет, везет за собой пушки и снаряды. После его бани небу жарко сделается. Того ли нам желать? Нет! Пусть минет нас чаша сия. У нас теперь на мно гое открылись глаза, душа, кажется, посте пенно твердеет, заражается ненавистью...» (Там же, стр. 249). Что это, как не предчувствие назреваю щих революционных событий? Вот «ежели после этого всемирного эксперимента все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2