Сибирские огни, 1973, №10
на пути моих скитаний. Светлую память о них я всегда ношу в своем сердце». Ли ризм ' этих очерков и рассказов позволяет по-особому воспринимать все написанное Вяч. Шишковым об угнетенных народах Си бири. В рассказах «Помолились», «Чуйские были», «Суд скорый», в которых он презре нием и ненавистью заклеймил произвол и русских купцов, и господствующего режима в стране, встает перед нами писатель-гума нист, писатель-гражданин. В рассказе-эскизе «Первый блин» (1914) высмеивается студентик, напичканный идей ками о необходимости «слияния» с народом. «В чем будет заключаться это слияние,— иронически замечает а в т о р , о н путем не знал», тем не менее опростил свою одежду, двинул на станцию и прямо в вагоне решил «слиться». Естественно, ничего, кроме кон фуза, у него не вышло из этой затеи. И хо тя хорошенькая курсистка, встреча с кото рой больше всего волновала студента, объ ясняет ему, что судить о народе надо, ког да он работает или на досуге песни поет, студент все-таки искренне разочаровался: «Неужели это русская деревня? Весь ва гон загадили, вонь стоит, ругань, ребята плачут, пеленки в глаза лезут, иасрамлено, накурено.., а старик при всем честном на роде обругал». В рассказе «Краля» (1913) интеллигент, доктор по профессии, претерпел не меньшее разочарование в нравственных качествах народа, чем студент из рассказа «Первый блин». Видимо, не раз ранее убеждал се бя доктор — в деревню надо, там он нужен. И когда на постоялом увидел солдатку Ду ню, желание творить добро вспыхнуло в нем вновь: «Вот возьмет Дуню-красавицу, каких нет в городе. Привяжет к себе ла ской, умом. Привьет ей любовь к знанию и заживет тихой-тихой, здоровой жизнью. Может быть, в деревню уедет. Что ж, раз ве таких оказий не бывает? Да, да, в де ревню... Понесу туда свет, знание, по мощь...» Но как и прежде, его вдруг возникшее стремление послужить народу разбилось от простого соприкосновения с жизнью без прекраснодушных иллюзий. Узнав, что Ду ня, побуждаемая грубой силой и безраз дельной властью урядника, живет у него на содержании, этот народолюбец сразу ко всему охладел —и к Дуне, и к деревне. Более того, он взроптал: «— Болотина-то, грязь какая. Ай-яй-яй- яй... Бррр! Где тут гармония, красота? Вдруг урядник... и Дуня. Ходячее пузо ка кое-то... и алый полевой цветок... Дурак я, слюнтяй, интеллигент, мечтатель, кисель паршивый! Вот кто я...» Не сумел да и не захотел разглядеть он большую драму Дуни, ймешаться в ее судь бу. Не замечает он, пекущийся о собствен ной чистоте и . собственных удобствах, что в намерениях даром «взять Дуню» к себе, фактически купить ее, он недалеко ушел от грубого урядника и некультурного купчика, постоянно смотрящего вслед Дуне «плото ядными маслеными глазами». Во много крат чище, честнее и душевно богаче ока залась Дуня в ее порыве как-то освобо диться от урядника, от оскорбляющих ее чувства «плотоядных взглядов» разных про езжающих, от страха перед новыми уни жениями и побоями. В ее объяснении-прось бе, в ее мольбе, — тоска по лучшей доле: «—Ах, милый, рассуди: ведь смерть, пря мо смерть от него, от лиходея, от урядни- ка-то... Муж бил, вот как бил, житья не было; забрали на войну, обрадовалась — хошь отдохну. Тот черт-то привязался, урядник-то... запугал, загрозился: «убыо!» —кричит,—- а защитить некому — одна. Ну и взял... А все ждала, сколько свечей бого родице переставила; вот, думала, найдется человек, вот пожалеет...» Не пожалел, наоборот: «Убирайся ко всем чертям!»— сказал этот образованный, тонко чувствующий, несостоявшийся «на родный просветитель», «народный заступ ник». Доктор—это интересный тип русской жизни, значительное художественное обоб щение, выполненное в мягких, почти в че ховских тонах и с непреклонной авторской позицией: этих милых, на сытый желудок добреньких, на досуге либеральствующнх заступников народа пора бы посечь за пол ную несостоятельность -Сделать для него что-либо практически. Рассказ «Конный разведчик Бородулин» (1915)—о доблести русского солдата на войне,—и антивоенным его, пожалуй, не назовешь. Но одновременно публикуются рассказы «Сибирский дед», «Перед рассве том», «Варин сон», где война осуждается без обиняков и, прежде всего, с точки зре ния народных интересов. Даже фантасти чески невежественный дед Ермолай из ма лоизвестного рассказа «Перед рассветом» осудительно недоумевает: «А как же, к примеру, человек? Чего же ему надо на божьем свете? А ежели и нехватка в чем, так неужели нельзя по-хорошему, без кро волитья?» Дед, конечно, и понятия не име ет о классовом происхождении войны, он опирается на «здравый смысл» трудового человека, который от империалистической бойни ничего не имеет и иметь не может. Но в тот момент и такой пацифистский под ход тысяч Ермолаев имел свою цену, свое значение. «Мильён тыщ» (1915)— горький рассказ о 'жизни завтрашнего рабйчего-грузчика, те перь пока что отходника с Волги, прираба тывающего то в Новониколаевске, то в Ом ске и Барнауле, потому что дома у них «на душу по шесть сажен земельки-то милой»— «вся у помещиков да живоглотов», и при ходится ее арендовать у них, а «они, черти, дерут рублей по двадцать пять за десяти- ну-то». В этой грустной и трогательной ис тории о том, ка/к артель «крючников» окол пачил подрядчик, свой же брат, из мужи ков, истории, рассказанной простодушно, с затаенной, сквозь слезы, улыбкой, отрази лись важнейшие социальные процессы, про исходившие в деревне. Начавшиеся выходы на отруба решительным образом убыстои- ли расслоение деревни, помещичье крупное землевладение заменялось кулацким, начал ся интенсивный «выброс» свободных от зем ли рабочих рук на поживу подрядчикам и предпринимателям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2