Сибирские огни, 1973, №10
чистой душой кочевников; такой большой обидой и горем наделил их русский не истовый алчный хищник». И завершая эти маленькие сцены надру гательств над честью и совестью челове ка, он все-таки воскликнет: «Стой, Чуя, стой!.. Гляди — восход стал розовым... День идет, день идет, ночь кон чилась... Еще немного — и твои волны за поют иные песни и будут сказывать новые были, светлые и радостные. Да не повто рится прошлое, да не затмит оно гряду щего дня. Эй, останови, Чуя, гнев свой, не точи яро камни... Милости, Чуя, священ ная река, больше милости!» Так творился реализм обличительный, но не безысходный, не бескрылый, по на правлению соприкасающийся с реализмом Горького и Серафимовича. В 1912 году Вяч. Шишков, помимо сурово разоблачи тельного рассказа «Помолились», опубли ковал миниатюры, напоминающие по фор ме и стилю его первое произведение «Кедр». И неоднократно после этого, ког да писатель обращался к условным фор мам—к символике, к аллегории, к сказ ке, то есть к абстрактно-обобщенным об разам, его обязательно обвиняли в уступ ках декадансу, а заодно и в народничест ве, в проповеди внеклассового гуманизма, внесоциального милосердия, в мистициз ме и еще бог знает в чем. Между тем, ус ловная форма в предреволюционные го ды шла от вполне законного стремления рас ширить формы и средства реализма, и свойственно это было, как известно, не од ному Вяч., Шишкову, а хотя бы и Горь кому. В миниатюре «Чары весны» говорится не только о пробуждении природы, но и о «пробуждении» человека. На пессими стические утверждения — в мире ничего нет, и ты, человек, обречен умереть и сгнить, — то есть на философию разных «смертяшкиных», звучит ответ: «Лжешь! Лжешь! Небо есть, и я его вижу». И ли рический герой «сорвал с головы шапку и закричал так громко, что замолкли в ку стах соловьи: «Здравствуй, солнце!» В другой миниатюре «Человек из города», по содержанию более сложной, чем «Ча ры весны», речь идет о привязанности со временного человека к городской жизни, о невозможности преодолеть эту привязан ность, как бы ни были прекрасны сами по себе и поля, и леса, и реки. Объяснить это го странного влечения герой не может, как не может объяснить свою любовь к земле крестьянин, как не в состоянии разобраться в любви к собственности «толстобрюхий де тина», как не может понять свою любовь к неохватному миру старик-бродяга: ему все в нем дорого, он все в нем любит... Иначе сказать, тяга к «огромному, пыль ному, загадочному» городу равновелика тя ге к жизни с ее «роем впечатлений бы тия и радости», и эта тяга-любовь к горо ду, противопоказанная правоверным на родникам, составляет поэтический пафос миниатюры. «Скала» звучит как легенда о выдаю щемся человеке и посвящена Г. Н Пота нину ко дню его восьмидесятилетия в 1915 году. Эту легенду-сон некоторые исследо ватели тоже относили к символистским произведениям явно народнического тол ка. Никто не намерен причислять «Скалу» к значительным произведениям автора, но ведь и символизма в ней нет, это аллего рия, в которой, по всем юбилейным кано нам, оценивалась всего лишь деятель ность того, кому произведение посвящено, и ничего более. В легендарном Аксакале просвечивает биография и характер Пота нина, его убеждения, как их понимал ав тор. В чем суть этих убеждений? В вер ном служении народу: «Аксакал обрек свое сердце и разум на благо народу». Что он проповедовал? -— Любовь к людям, свободу и равенство: «Везде и всюду ве щал этот голос о высокой любви, потому что где почиет любовь божия, там все рав ны, все братья во свободе». Чему он учил? «...Будь сталью, если хочешь быть мо лотом, чтобы ковать свою жизнь», «...Если не научился требовать, то не все бери, что дают, а только то, что ко благу». А что ко благу? «Свет, истина, понимание жизни». В конкретных условиях того нелегкого времени такая позиция ведь тоже достойна глубочайшего уважения. Однако с каким бы пиететом ни относился автор к Акса- калу-Потанину, скрыть пассивный харак тер его программы он не может и не хо чет. На вопрос разноплеменной толпы, чем жить, что делать, когда мало земли. Акса кал, вздохнув, ответил: «— Ждите до вре мени... Вот придет на землю правда... Тог да все будет так, как надо». О том, что Потанин ожидал народную революцию, понимал ее неизбежность, сви детельствует сам же Вяч. Шишков. В авто биографии он писал.о том времени: «Я ездил... осенью (1916 года — Н. Я.) ненадолго в Томск. Г. Н. Потанин физиче ски одряхлел, но душевные силы были те же. Поблескивая плохо видевшими голу быми глазами, расспрашивал меня: «Ну, как настроение столицы, как война, како во настроение рабочих, крестьян, солдат, не попахивает ли революцией? А револю ция неизбежна...» Так знать Потанина и в то же время пи сать, что он якобы живое воплощение пра вильности народнических идей о решаю щей роли в ходе истории «передовых про свещенных людей», вряд ли возможно, да Вяч. Шишков и не писал ничего подобного. К произведениям такого плана, как «Ска ла», следует, пожалуй, отнести и блестя щий рассказ «Колдовской цветок» (1915), отличающийся от «Скалы» лишь тем, что обрамлена легенда здесь удивительными по емкости деталями повседневного быта при таежного крестьянина-сибиряка. Обстоя тельства, при которых дядя Изот расска зывает своему спутнику о событиях, при ключившихся с его отцом Терентием, вы писаны тщательно и вполне реально, ле генда же фантастична, а по языку и сти лю необыкновенно живописна и красочна. Изот, сам полный веры в чистую и не чистую силу, рассказывает о поисках чу десного цветка, который позволил бы чело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2