Сибирские огни, 1973, №10
наметились «кризисные явления» и т. п. Но ведь до самого начала двадцатого ве ка в русской литературе продолжали ра ботать такие гиганты критического реа лизма, как Л. Толстой и А. Чехов, не говоря уже о многих других его пред ставителях. А вслед за ними «вдруг», несмотря на засилие декадентского искус ства, выступила целая плеяда молодых талантливых писателей-реалистов. На си бирской почве это объясняется небыва лым обострением в крае доли иностран ного капитала, неспособностью цариз ма навести хотя 1бы относительный по рядок на окраинах империи — всюду уси лилась эксплуатация рабочих, вскрылась вопиющая неразбериха с переселением крестьян, обнаружилась крайняя степень обнищания всех слоев трудового населе- ления, особенно так называемых «инород цев». Сибирь стала каторгой в прямом смысле для тысяч людей, повинных толь ко в том, что они желали жить по-челове чески. Вполне естественно, что здесь стихи Игоря Северянина, только что вышедшие в четырех книгах, приняли, как «четыре позы» литературного уродства» (журнал «Сибирская новь», 1910), а о нашумевших заумных экспериментах А. Крученых го ворилось: «Заумность этого, простите за выражение, стиха не подлежит, сомнению, но едва ли можно к такой явно издева тельской галиматье подходить с обычны ми приемами логики» (А. Новоселов — га зета «Омский вестник», 1914). Почему так резко? Потому, что тот же Новоселов в это время был взволнован проблемами неиз меримо более значительными, проблемами социальными, потому что он видел, с болью переживал и бедствия согнанных с родных степей казахов, и неизбывную нуж ду русских крестьян-переселенцев. «Когда въехали в деревеньку, — расска зывает А. Новоселов в «Омском вестни ке»,— я был подавлен первым впечатле нием. Казалось непонятным, что могло за ставить людей понастроить эти скотские конуры и с такой поспешностью окру жить непролазной грязью... Запах плесе ни и прелого обдает тебя уже в дверях, а внутри неуютно и темно. — Это что,— махал старик руками,— посмотрели бы, что тут делалось весной. Дух спирало. Ребятенки мерли тогда. Не сносят, видно. Говорите, не чисто живем. Господь ведает. Може, и вправду не так бы надо. Да ведь как! Где уж нам — кабы сы тым быть...» До упражнений ли типа Северянина и Крученых после таких-то картин! И писа тели Сибири —будь то Феоктист Березов ский или Георгий Гребенщиков, Исаак Гольдберг или Александр Новоселов, Вла димир Бахметьев или Степан Исаков, а вместе с ними и Вячеслав Шишков,— каждый по-своему заговорили язы ком народным, метким и красочным, заго ворили о самом насущном да еще с на пором и дерзостью, ибо после революции, как никогда ранее, ощутили за своей спи ной всенародную поддержку, то . молчали вую в дни террора, то «громкую» в дни забастовок и демонстраций. Сложилась редкая ситуация, когда печать Сибири, не смотря на всяческие репрессии, в большей своей части находилась в оппозиции к правительству, и чем туже завинчивался пресс цензуры, тем сильнее росло сопро тивление. Путевые очерки Вяч. Шишкова «По Чуй- скому тракту», печатавшиеся почти сразу в двух газетах — томской и барнаульской, и на их основе возникшие «Чуйские бы ли», опубликованные в центральном жур нале, тем и хороши, что неукоснительно правдивы, едва ли не фактографичны с их определенно обозначившимся стремлением запечатлеть быт в его плотной и густой материальности. Неторопливо, с буднич ной интонацией, рассказано в очерках о жизни русских поселений на Алтае, о том, как круто обошлись православные со «страшным камом», , продолжавшим кам лать, потому что «ему нельзя без этого» — «его тогда шайтаны задушат», и сов сем уж дурно выглядят «усмирители» алтайцев... Сами же алтайцы так рассказывают пи сателю об условиях своего существова ния: «Житье наше плохое. Кабинет обвел нас межой, лишил простора. Жить стало трудно. Нашему народу надо много зем ли — у нас много скота. Скот от бескор мицы падает... Надо нас жалеть. Мы со своей землей пришли в верноподданство, мы не с голыми руками пришли. Нас не воевали — сами пришли...» Упрекали Вяч. Шишкова в том, что он не различает классовой розни среди ал тайцев. В очерках «По Чуйскому тракту», после изучения жизни алтайцев с разных сторон, сказано: «Выслушали мы мне ние по земельному вопросу людей бога тых и власть имущих, так сказать, мест ных феодалов, воля которых для своего народа — закон, его же не перейдешь, и капитал которых так же беспощадно и не отразимо гнет бедноту в бараний рог, как и толстая мошна любого нашего истинно русского Колупаева». Сосредоточение взи мания в «Чуйских былях» на русских тор гашах, беззастенчиво обирающих трудо любивых и бесхитростных аборигенов края, связано с задачей — показать коло ниальный хищнический характер деятель ности царизма в освоении богатств Сиби ри. В то же самое время в «Чуйских бы лях» видна приподнятость, идущая от не обыкновенной по очарованию природы Алтая, от народных сказов и былей, как русских, так и алтайских, от предощуще ния грядущих перемен. Видна ничем не прикрытая ярость негодования писателя и несокрушимость его веры в торжество правды. Предваряя «были» о страданиях целого народа, Вяч. Шишков со всей не посредственностью потрясенного человека заявляет: «Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2