Сибирские огни, 1973, №10
бирских областников в Петрограде, защища ла по сути дела буржуазно-демократические порядки в проектируемой ими автономной Сибири, это обстоятельство не помешало секретарю газеты Вяч. Шишкову точно вы разить в начале 1918 года свое отношение к поползновениям иностранных капитали стов захватить Сибирь, к капитализму во обще. Оценивая «дружеские» визиты япон ского сановника в Томск, Вяч. Шишков^ на поминает о таких же визитах в Сибирь представителей американского, английского и французского капитала и предупреждает: «Но страна должна быть умудрена опытом, должна помнить, что вокруг нее нет дру зей, есть лжедрузья, ибо у капитала один закон: рви, грабь, хапай все, что плохо ле жит. Все они облизываются . на сдобный сибирский пирог, все острят клыки на си бирское золото, масло, лес, рыбу». Это писалось за несколько месяцев до колчаковщины, до интервенции, начавшейся в том же 1918 году. Опасения писателя бы ли основательными и предупреждения свое временными. Политические колебания, ка кие испытывали в 1917—1918 годахМ. Горь кий и В. Короленко, М. Пришвин,. Вяч. Шишков, А. Н. Толстой, Л. Андреев, Г. Гре бенщиков и многие другие писатели, лишь свидетельствовали о чрезвычайных трудно стях, которые пришлось пережить стране, народу, партии. Последовавший затем бы стрый, крутой или долгий, постепенный пе реход целого ряда писателей, в том числе и Вяч. Шишкова*, на сторону Советской вла сти, был результатом острейшей идейной борьбы, следствием объективной победы со циалистического строя, маркистско-ленин- ских идей, доказательством убеждающей и созидающей их мощи. Кроме того, этот по учительный исторический опыт еще раз под тверждает правоту М. Храпченко, который развил и обосновал некоторые необходи мые для современного литературоведения мысли: «Одной из важных предпосылок теории противоречия художественного метода и мировоззрения является «сведение» миро воззрения писателя, художника к его поли тическим взглядам. Однако это как раз н представляет собой глубокое заблуждение. Мировоззрение писателя охватывает не только политические явления, оно касается широчайшего круга вопросов —философ ских, общественных, исторических, мораль ных, эстетических, оно затрагивает взаимо отношение классов и понимание явлений природы, проблемы познания и вопросы су деб человеческой личности в обществе и т. д. И нередко политические взгляды пи сателя находятся в резком противоречии с п о н и м а н и е м и раскрытием им процес сов жизни, социальных отношений, истори ческих событий». («Творческая индивиду альность писателя и развитие литературы». М., 1970, стр. 37). Такой подход позволяет точнее и глубже определить существо мировоззрения ранне го Вяч. Шишкова: показать, что эволюция во взглядах писателя определялась ходом общественного развития в стране, силой и слабостью первой русской революции, ост ротой социального зрения художника, со причастностью писателя к народным нуж дам, страданиям и победам. 2 Уже первые произведения 1908—1911 го дов, на которые в литературе о Вяч. Шиш кове принято не обращать внимания, по скольку сам писатель датирует начало сво ей литературной деятельности 1912 годом, говорят нам как о характере творческого метода, связанного с критическим реализ мом начала века, так и мировоззрения, не укладывающегося в систему взглядов на родников: О символико - аллегорической сказке «Кедр» (1908), первом выступлении Вяч. Шишкова в печати, И. Изотов в книге «Вя чеслав Шишков» (М., 1956) писал как о произведении, в котором «выражена чисто народническая идея о герое, выступающем защитником масс, ибо сами они якобы не способны к активным действиям» (стр. 7). Логика исследователя проста: кедр —это сильный человек, а птички, которые спаса ются от хищников в его ветвях,— народные массы... Анализируя таким образом произ ведение, легко и в «Песне о Соколе» уви деть воспевание революционеров-одиночек, а в словах: «Безумство храбрых — вот муд рость жизни!»— обнаружить типично на роднический лозунг. Прав Г. Кунгуров, отмечая, что необхо димо учитывать конкретно-исторические ус ловия, в которых Вяч. Шишков писал и пе чатал эту сказку, условия реакции, когда прямое выражение свободолюбия находи лось под запретом. Аллегорический жанр в то время был распространенным явлени ем. Вяч. Шишков, как и многие другие до него, выбрал этот жанр, чтобы сказать о своем гневном осуждении той «стаи коршу нов», что с «хищным клекотом» несется за «роем испуганных птичек», то есть за сла быми и нуждающимися в защите. Кедр — краса, богатство и мощь сибирской тайги, сибирской природы — реальное олицетворе ние той силы, которая корнями «глубоко уходит в родную землю» и которая всегда выступает в защиту обездоленных, она бо рется за свободу, внушает веру в завтраш ний день. «Кедр был справедлив и гневен», и он одержал победу —«прочь полетели хищники», а те, кого он избавил от гибели, пели ему песни: «Кедр, ты справедлив... Мы тебя любим... Ты защищаешь нас... Ты учишь нас жизни... Спасибо, спасибо, кедр...» Из-за неопытности автора сказка не ста ла гимном торжеству света и народной правды, но она выражала настроения пере довых сил общества, не желавших мирить ся с поражением революции: «Кедр стоит на той поляне, угрюмо смотрит вперед, вы соко подняв голову, как рыцарь с припод нятым забралом». Надо представить себе, с каким чувством читались эти слова в дни разгула в стране массового террора. В 1909 году Вяч. Шишков принимает ак тивное участие в издании томского литера турно-художественного журнала «Молодая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2