Сибирские огни, 1973, №10

Е. Чирикова, А. Куприна, И. Бунина, А. Н. Толстого, В. Фигнер (здесь названы имена, появившиеся только в одной сибирской га­ зете «Жизнь Алтая», в которой печатался Вяч. Шишков, и только за один 1912 год). Примечательно, что «Сказки об Италии» М. Горького, печатавшиеся в газете «Звез­ да» (1911), в журналах «Современник» (1911) и «Запросы жизни» (1912), через ме- сяц-два перепечатывались газетами «Ом­ ский вестник», «Жизнь Алтая», «Сибирская жизнь». Посмертно вышедшая в Москве в сентябре 1911 года пьеса Л. Толстого «Жи­ вой труп» уже в октябре этого года цели­ ком печатается в газете «Омский вестник» и на другой день выпускается отдельным оттиском стоимостью ,в 8 копеек. Это было самое дешевое и самое доступное издание пьесы в стране, и точно так же, как в столи­ це, раскупленное «нарасхват». В журнале «Сибирская новь», появившем­ ся в 1910 году взамен «Молодой Сибири», печатались статьи о Шевченко, Чехове, о театре Станиславского. Театр высоко оце­ нивался «за достигнутый ям реализм», за стремление «быть царством правды жизни», за воплощение на сцене произведений Чехо­ ва, Горького и Андреева. С каждым годом все шире и очевидней становятся связи М. Горького с писателями Сибири, продолжавшиеся с наибольшей ин­ тенсивностью именно после революции 1905—1907 гг. «Сибирский сборник», затеян­ ный по инициативе Горького в 1911 году, не увидел света, но роль его в оживлении и направлении литературной жизни в Сиби­ ри несомненна. Литература Сибири 1905— 1917 годов формировалась под влиянием общего хода развития русской литературы, но одновременно еще и под воздействием другого, самого мощного фактора — самой жизни, о чем мы, разумеется, не имеем пра­ ва забывать ни на минуту, иначе ведь непо­ нятным будет, почему декаданс не получил распространения на сибирской почве. Об этом хорошо, заостренно полемично, об­ разно и, пожалуй, зло сказал сам. Вяч. Шишков, которому явно поднадоели те идейно-нравственные колесницы, к которым его частенько привязывали: «Но самое главное влияние я приписываю живой природе: Алтайским горам, рекам, тайге и. конечно, всяческому люду. Я вы­ растал не в оранжерее, садовников надо мною не было, меня не подстригали, не по­ ливали из лейки, не окуривали от тли, я рос в диком виде, сам по себе, под дождем и солнцем». В этом письме к своему первому биогра­ фу П. Н. Медведеву от 22 декабря 1925 го­ да, опубликованном недавно (см. «Литера­ турная Россия», 1972. № 47 от 17 ноября), речь идет не только о влиянии, но еще и о личной и самостоятельной ответственности художника перед самим собой и перед людьми за пройденный им путь, пусть в чем-то ошибочный, сложный и трудный, но только его и только им проложенный! Отношение к раннему мировоззрению Вяч. Шишкова в ряде исследований о нем весьма поверхностно. Шишков не состоял в каких-либо партиях, был близок к област­ никам, следовательно, ничего другого для И . Сибирские огни № 10. него не оставалось, кросне народничества. И чтобы не спутали благородство побуж­ дений известного и уважаемого писателя с тем народничеством, какое критиковал В. И. Ленин, добавляли: «...но не эсеров­ ского толка, а скорее эпохи хождения в народ». (В. Бахметьев. «Вячеслав Шиш­ ков». М., 1947, стр. 49). Аргументации ни­ какой, кроме ссылок на личные беседы, пусть весьма авторитетные (В. Бахметьев — давний друг писателя, участник социал-де­ мократического движения в Сибири, боль­ шевик). Насколько все это исторически не­ лепо, доказал еще в 1954 году Г. Кунгуров (см. «Ученые записки Иркутского педагоги­ ческого института», вып. X), но это не по­ мешало концепции Бахметьева кочевать из работы в работу о Вяч. Шишкове. Простое обращение к раннему творческому опыту писателя, к главному в нем, опровергает такого рода умозрительные построения, ибо мировоззрение художника, как известно, шире его политических симпатий и анти­ патий. Конечно, хотелось бы выпрямить жизнен­ ный п творческий путь Г. Н. Потанина и Вяч. Шишкова или, скажем, М. М. Приш­ вина и А. Н. Толстого, хотелось бы, чтоб Потанин не сочинял и не подписывал анти­ большевистские документы, Шишков и Пришвин не участвовали бы в эсеровских газетах, А. Н. Толстой не выступал бы в белоэмигрантской прессе, но сие от нас не зависит, это неопровержи­ мые факты нашей истории, которые лучше понять и объяснить, чем делать вид, что их не существовало, или, того хуже, при­ давать им решающее значение в определе­ нии смысла жизни и творчества видных ли­ тераторов. В 1917 году Вяч. Шишков часто высту­ пал в газете эсеров «Воля народа». Вы­ ступления были разные, с нашей современ­ ной точки зрения верные и неверные, отра­ жавшие кипение политических страстей, но это не помешало ему в фельетоне «Интер» зло высмеять буржуа-обывателя, испугав­ шегося народных масс, и принять больше­ вистские лозунги. «— Вот и преступно,— кричал этот обы­ ватель,—в наше смутное время бросать се­ рому народу лозунги: «Забирай в свои ру­ ки фабрики, забирай скорее землю, не до­ жидаясь Учредительного собрания!». И еще лозунг: «Долой войну!» И еще: «Советы, забирайте в свои руки всю власть!» Да раз­ ве нам, сиволапым, вводить социализм, раз­ ве такое теперь время? — Нет, нет, земляк,—запротестовал я. —У них организация, определенная прог­ рамма, а их боевые лозунги не столь уж крайни, как вам представляется... Мой собеседник покосился на меня из- под широкополой шляпы и, брызжа слю­ ной, закричал: — Лозунги?! Да не в лозунгах дело, а в той полуграмотной массе, куда эти лозун­ ги летят!» Совсем недвусмысленно Вяч. Шишков вы­ ступил в тот момент как защитник коренных интересов русского трудового народа. Хотя газета «Вольная Сибирь», орган Союза си

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2