Сибирские огни, 1973, №10
Е. Чирикова, А. Куприна, И. Бунина, А. Н. Толстого, В. Фигнер (здесь названы имена, появившиеся только в одной сибирской га зете «Жизнь Алтая», в которой печатался Вяч. Шишков, и только за один 1912 год). Примечательно, что «Сказки об Италии» М. Горького, печатавшиеся в газете «Звез да» (1911), в журналах «Современник» (1911) и «Запросы жизни» (1912), через ме- сяц-два перепечатывались газетами «Ом ский вестник», «Жизнь Алтая», «Сибирская жизнь». Посмертно вышедшая в Москве в сентябре 1911 года пьеса Л. Толстого «Жи вой труп» уже в октябре этого года цели ком печатается в газете «Омский вестник» и на другой день выпускается отдельным оттиском стоимостью ,в 8 копеек. Это было самое дешевое и самое доступное издание пьесы в стране, и точно так же, как в столи це, раскупленное «нарасхват». В журнале «Сибирская новь», появившем ся в 1910 году взамен «Молодой Сибири», печатались статьи о Шевченко, Чехове, о театре Станиславского. Театр высоко оце нивался «за достигнутый ям реализм», за стремление «быть царством правды жизни», за воплощение на сцене произведений Чехо ва, Горького и Андреева. С каждым годом все шире и очевидней становятся связи М. Горького с писателями Сибири, продолжавшиеся с наибольшей ин тенсивностью именно после революции 1905—1907 гг. «Сибирский сборник», затеян ный по инициативе Горького в 1911 году, не увидел света, но роль его в оживлении и направлении литературной жизни в Сиби ри несомненна. Литература Сибири 1905— 1917 годов формировалась под влиянием общего хода развития русской литературы, но одновременно еще и под воздействием другого, самого мощного фактора — самой жизни, о чем мы, разумеется, не имеем пра ва забывать ни на минуту, иначе ведь непо нятным будет, почему декаданс не получил распространения на сибирской почве. Об этом хорошо, заостренно полемично, об разно и, пожалуй, зло сказал сам. Вяч. Шишков, которому явно поднадоели те идейно-нравственные колесницы, к которым его частенько привязывали: «Но самое главное влияние я приписываю живой природе: Алтайским горам, рекам, тайге и. конечно, всяческому люду. Я вы растал не в оранжерее, садовников надо мною не было, меня не подстригали, не по ливали из лейки, не окуривали от тли, я рос в диком виде, сам по себе, под дождем и солнцем». В этом письме к своему первому биогра фу П. Н. Медведеву от 22 декабря 1925 го да, опубликованном недавно (см. «Литера турная Россия», 1972. № 47 от 17 ноября), речь идет не только о влиянии, но еще и о личной и самостоятельной ответственности художника перед самим собой и перед людьми за пройденный им путь, пусть в чем-то ошибочный, сложный и трудный, но только его и только им проложенный! Отношение к раннему мировоззрению Вяч. Шишкова в ряде исследований о нем весьма поверхностно. Шишков не состоял в каких-либо партиях, был близок к област никам, следовательно, ничего другого для И . Сибирские огни № 10. него не оставалось, кросне народничества. И чтобы не спутали благородство побуж дений известного и уважаемого писателя с тем народничеством, какое критиковал В. И. Ленин, добавляли: «...но не эсеров ского толка, а скорее эпохи хождения в народ». (В. Бахметьев. «Вячеслав Шиш ков». М., 1947, стр. 49). Аргументации ни какой, кроме ссылок на личные беседы, пусть весьма авторитетные (В. Бахметьев — давний друг писателя, участник социал-де мократического движения в Сибири, боль шевик). Насколько все это исторически не лепо, доказал еще в 1954 году Г. Кунгуров (см. «Ученые записки Иркутского педагоги ческого института», вып. X), но это не по мешало концепции Бахметьева кочевать из работы в работу о Вяч. Шишкове. Простое обращение к раннему творческому опыту писателя, к главному в нем, опровергает такого рода умозрительные построения, ибо мировоззрение художника, как известно, шире его политических симпатий и анти патий. Конечно, хотелось бы выпрямить жизнен ный п творческий путь Г. Н. Потанина и Вяч. Шишкова или, скажем, М. М. Приш вина и А. Н. Толстого, хотелось бы, чтоб Потанин не сочинял и не подписывал анти большевистские документы, Шишков и Пришвин не участвовали бы в эсеровских газетах, А. Н. Толстой не выступал бы в белоэмигрантской прессе, но сие от нас не зависит, это неопровержи мые факты нашей истории, которые лучше понять и объяснить, чем делать вид, что их не существовало, или, того хуже, при давать им решающее значение в определе нии смысла жизни и творчества видных ли тераторов. В 1917 году Вяч. Шишков часто высту пал в газете эсеров «Воля народа». Вы ступления были разные, с нашей современ ной точки зрения верные и неверные, отра жавшие кипение политических страстей, но это не помешало ему в фельетоне «Интер» зло высмеять буржуа-обывателя, испугав шегося народных масс, и принять больше вистские лозунги. «— Вот и преступно,— кричал этот обы ватель,—в наше смутное время бросать се рому народу лозунги: «Забирай в свои ру ки фабрики, забирай скорее землю, не до жидаясь Учредительного собрания!». И еще лозунг: «Долой войну!» И еще: «Советы, забирайте в свои руки всю власть!» Да раз ве нам, сиволапым, вводить социализм, раз ве такое теперь время? — Нет, нет, земляк,—запротестовал я. —У них организация, определенная прог рамма, а их боевые лозунги не столь уж крайни, как вам представляется... Мой собеседник покосился на меня из- под широкополой шляпы и, брызжа слю ной, закричал: — Лозунги?! Да не в лозунгах дело, а в той полуграмотной массе, куда эти лозун ги летят!» Совсем недвусмысленно Вяч. Шишков вы ступил в тот момент как защитник коренных интересов русского трудового народа. Хотя газета «Вольная Сибирь», орган Союза си
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2