Сибирские огни, 1973, №10
ком аргументированном издании, как «Ис тория Сибири», сказано: «К 1905—1906 гг. идейная роль областничества и .народниче ства отходит на второй план, ведущей ста новится идеология революционного пролета риата, нашедшая наиболее яркое воплоще ние в социал-демократическом движении». (Л., 1968, т. 3, стр. 107). А движение это было значительным, ну хотя бы потому, что в предреволюционные годы «ссыльные боль шевики, среди которых была группа видных деятелей большевистской партии, оказали огромное влияние на весь ход политической жизни Сибири. Их революционная теорети ческая и практическая деятельность вошла органической составной частью в классовую борьбу сибирского пролетариата» (там же, стр. 448). Следовательно, «вселенская смазь» по отношению к русской провинции ничего, кроме искажения реальных условий ее жизни, принести не .может. Областничество тоже не следует сегодня расценивать как нечто донельзя примитив ное, напичканное, как уверяет В. Чалмаев в той же книге, «осколками» и «обрывками» разных реакционнейших идей. Известно, что немалая часть поздних областников дейст вовала в 1917—1920 годах в лагере контр революции. Но факт этот не избавляет нас от необходимости дать объективную оценку роли областников в развитии Сибири. Неос порим ведь и другой факт: до возникнове ния марксистских организаций в Сибири областничество являлось самым крупным и влиятельным общественным движением, деятели которого внесли значительный вклад как в формирование общественного сознания сибиряков, так и в развитие науки и культуры в крае. Взять хотя бы печать Сибири — газеты и журналы, повременные сборники и альманахи,— более четырех де сятков лет не было, пожалуй, ни одного приметного издания без активного участия областников. В этой периодике деятельное участие принимали политические ссыльные от петрашевцев до большевиков. Эта перио дика воспитала целую когорту сибирских писателей, которые все чаще и чаще начали выступать с самобытными произведениями, в том числе и за пределами Сибири. В «Ис тории русской литературы» сказано: «Но вым и характерным явлением в литературе конца 900-х — начала 910-х годов надо при знать приход в литературу писателей-об- ластников и возникновение областных ли тературных гнезд. Особенно значительной была группа писателей-сибиряков. Она оформляется в период .1905—1917 годов под названием «Молодая сибирская литерату ра» (Т. 10, М.—Л., 1954, стр. 454). Как бы отрицательно мы ни относились сегодня к постепенному «поправению» одно го из основателей сибирского областничест ва Г. Н. Потанина, нельзя не согласиться с определением его места в духовной жизни Сибири, сделанным Вяч. Шишковым: «По танин пользовался по всей Сибири громад ной популярностью, почти такой же, как Лев Толстой в России». Так случилось пото му, что Потанин был и крупным ученым- путешественником, и писателем-публици- стом, откликавшимся на острейшие потреб ности времени, и блестящим организатором научных и общественных мероприятий, и бескомпромиссным защитником бесправных народов Сибири, и безусловным противни ком самодержавия. За всем этим стоял еще и его высокий моральный авторитет челове ка, всегда готового в нужную минуту прий ти на помощь людям, авторитет неутомимо го труженика, бескорыстного и неподкупно честного. В случае с Вяч. Шишковым про явилась его деловитая заботливость о нуж дах начинавшего писателя. «Прослушав рассказ,— вспоминает Шишков,— Потанин сказал мне, что надо по-настоящему рабо тать, так как у меня неплохо выходит, посо ветовал связаться со столицами, дал письмо к Короленко». Имя Короленко возникло не случайно, в первых опытах Вяч. Шишкова проницатель ный Потанин почувствовал «школу Коро ленко», ту школу, мимо которой не смог пройти тогда ни один серьезный писатель Сибири. До поры до времени сибирские пи сатели глазами Короленко смотрели на свою Сибирь, на ее быт и природу, на ее противоречия, на ее беды и страдания. Ко роленко был близок им своим исключитель ным вниманием к народам Сибири, а в рав ной степени к ссыльным, каторжанам, бро дягам. В те годы проза Короленко своим демократизмом, без слепого преклонения перед народом, своим гуманистическим па фосом и историческим оптимизмом, своей страстной, доказательной критикой всех устоев царизма буквально захватывала чи тателей, порождала горячих сторонников и последователей. Неоднократно многих прозаиков Сибири упрекали в этнографии и фактографии. Пер вая книга Вяч. Шишкова «Сибирский сказ» оценивалась в журнале «Современный мир» (1917) как «ряд интересных этнографиче ских очерков, ничего не выигравших от усиленного желания автора придать им форму художественной беллетристики». Но ведь опора на факты, очеркизм, доподлин ное исследование действительности, если надо,— с этнографией,— все это в высшей степени характерно для творчества Коро ленко, что с первых же литературных ша гов хорошо усвоил Вяч. Шишков. Этим и объясняется как посылка Шишковым на имя Короленко своего первого рассказа «Бабушка потерялась», опубликованного в журнале «Молодая Сибирь» в 1909 году, так совет Потанина и его рекомендательное письмо. Предположение, что Сибирь в предрево люционные годы была далека от передовых веяний времени, в том числе, естественно, и в области литературы, основано на элемен тарном незнании фактов. Писатели-сибиря ки испытывали огромное влияние литерату ры критического реализма— Л.Толстого, Короленко, Чехова, Бунина, Куприна... Си бирская периодика, в которой деятельне участвовали представители «Молодой си бирской литературы», систематически рецен зировала лучшие журналы страны, отмеча ла юбилеи выдающихся деятелей литерату ры и искусства, науки и политики, перепеча тывала новые произведения Л. Толстого, М. Горького, Л. Андреева, В. Короленко,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2