Сибирские огни, 1973, №10

Критика и библиограф Н. Яновский ИСТОКИ К СТОЛЕТИЮ СО ДН Я РОЖ Д ЕНИЯ В. я. ШИШКОВА Из глубины России вышел выдающийся русский советский писатель Вячеслав Яков­ левич Шишков. Родился он з городе Бежец­ ке бывшей Тверской губернии {ныне Кали­ нинской области), а формировался как пи­ сатель и гражданин в Сибири, где прожил, по собственному признанию, около двадца­ ти л у ч ш и х лет своей жизни. Да и, пожалуй, все наиболее значитель­ ное в творчестве Вяч. Шишкова гак или иначе связано с Сибирью. Тут и многочис­ ленные сибиоские рассказы и повести, сра­ зу определившие его видное место в моло­ дой тогда советской литературе,—«Тайга», «Страшный кам», «Алые сугробы», «Пур­ га». Тут и сочные, буйные по краскам, на­ шумевшие при своем появлении романы «Ватага» и «Угрюм-река», вплоть до обшир­ нейшего повествования «Емельян Пугачев», которое немыслимо было бы без сибирского творческого опыта, без живых впечатлений, от разнородных по социальному положению и разноплеменных, то забитых и безглас­ ных, то протестующих и бунтующих народ­ ных масс Сибири в самый канун Великой Октябрьской революции. «Перед моими глазами,— писал Вяч. Шишков в «Автобиографии» о сибирском периоде,— прошли многие сотни людей, про­ шли неторопливо, не в случайных мимолет­ ных встречах, а нередко в условиях, когда можно читать душу постороннего, как кни­ гу». Вяч. 'Шишков внимательно читал душу народную, пристально вглядывался в нее, чтобы « о б л а д а т ь п р а в о м , —как он выразился, подчеркивая эти слова,— гово­ рить через книги с миллионами народа на протяжении, по крайней мере, десятиле­ тий». «...Я никогда, ни на один день не представлял себе свои личные радости и горести, тем более писательскую свою судьбу ,— вне судьбы народа». Вяч. Ши ш к о в . Автобиография. Эти десятилетия для писателя уже про­ шли, а книги его и сегодня продолжают полнокровно жить, и мы с каждым новым десятилетием убеждаемся, какая мощь та­ ится в творениях Вяч. Шишкова, как глубо­ ко и верно понимал он обязанности настоя­ щего писателя, выделяя в них самое важ­ ное для новой литературы XX века — совет­ ской литературы. «И мне казалось,— писал Вяч. Шишков еще в 1926 году,— что писатель обязан го­ ворить языком мудро-простым, понятным, обязан указывать народу на вершины че­ ловеческой жизни или давать жизнь, для контраста, в отрицательных ее чертах, в провалищах, ограждая бездну горящими маяками». Говорить понятно, указывать на вершины и ограждать «провалища» горящими маяка­ ми — так тонко схвачена самая суть того реализма, одним из ярчайших представите­ лей которого он стал сам. Автор сложней­ ших романов о народной жизни, таким об­ разом, отстаивал право писателя на правди­ вое, объективное изображение ее с непре­ менным учетом диалектического единства противоборствующих в ней сил и тенден­ ций. В произведениях своих писатель на­ стаивал на общественной и эстетической активности как по отношению к «провали­ щам», к «безднам» отрицательного, так и п» отношению к «горящим маякам», к «верши­ нам» созидательного социалистичес-ког» опыта советского человека. Именно этот опыт позволит Вяч. Шишко­ ву в знаменитом романе «Угрюм-река» ска­ зать беспощадную правду о сибирском день ото дня растущем капитализме в начале на­ шего века, сказать о трагедии людей, воль­ но или невольно втянутых в водоворот без

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2