Сибирские огни, 1973, №10
Критика и библиограф Н. Яновский ИСТОКИ К СТОЛЕТИЮ СО ДН Я РОЖ Д ЕНИЯ В. я. ШИШКОВА Из глубины России вышел выдающийся русский советский писатель Вячеслав Яков левич Шишков. Родился он з городе Бежец ке бывшей Тверской губернии {ныне Кали нинской области), а формировался как пи сатель и гражданин в Сибири, где прожил, по собственному признанию, около двадца ти л у ч ш и х лет своей жизни. Да и, пожалуй, все наиболее значитель ное в творчестве Вяч. Шишкова гак или иначе связано с Сибирью. Тут и многочис ленные сибиоские рассказы и повести, сра зу определившие его видное место в моло дой тогда советской литературе,—«Тайга», «Страшный кам», «Алые сугробы», «Пур га». Тут и сочные, буйные по краскам, на шумевшие при своем появлении романы «Ватага» и «Угрюм-река», вплоть до обшир нейшего повествования «Емельян Пугачев», которое немыслимо было бы без сибирского творческого опыта, без живых впечатлений, от разнородных по социальному положению и разноплеменных, то забитых и безглас ных, то протестующих и бунтующих народ ных масс Сибири в самый канун Великой Октябрьской революции. «Перед моими глазами,— писал Вяч. Шишков в «Автобиографии» о сибирском периоде,— прошли многие сотни людей, про шли неторопливо, не в случайных мимолет ных встречах, а нередко в условиях, когда можно читать душу постороннего, как кни гу». Вяч. 'Шишков внимательно читал душу народную, пристально вглядывался в нее, чтобы « о б л а д а т ь п р а в о м , —как он выразился, подчеркивая эти слова,— гово рить через книги с миллионами народа на протяжении, по крайней мере, десятиле тий». «...Я никогда, ни на один день не представлял себе свои личные радости и горести, тем более писательскую свою судьбу ,— вне судьбы народа». Вяч. Ши ш к о в . Автобиография. Эти десятилетия для писателя уже про шли, а книги его и сегодня продолжают полнокровно жить, и мы с каждым новым десятилетием убеждаемся, какая мощь та ится в творениях Вяч. Шишкова, как глубо ко и верно понимал он обязанности настоя щего писателя, выделяя в них самое важ ное для новой литературы XX века — совет ской литературы. «И мне казалось,— писал Вяч. Шишков еще в 1926 году,— что писатель обязан го ворить языком мудро-простым, понятным, обязан указывать народу на вершины че ловеческой жизни или давать жизнь, для контраста, в отрицательных ее чертах, в провалищах, ограждая бездну горящими маяками». Говорить понятно, указывать на вершины и ограждать «провалища» горящими маяка ми — так тонко схвачена самая суть того реализма, одним из ярчайших представите лей которого он стал сам. Автор сложней ших романов о народной жизни, таким об разом, отстаивал право писателя на правди вое, объективное изображение ее с непре менным учетом диалектического единства противоборствующих в ней сил и тенден ций. В произведениях своих писатель на стаивал на общественной и эстетической активности как по отношению к «провали щам», к «безднам» отрицательного, так и п» отношению к «горящим маякам», к «верши нам» созидательного социалистичес-ког» опыта советского человека. Именно этот опыт позволит Вяч. Шишко ву в знаменитом романе «Угрюм-река» ска зать беспощадную правду о сибирском день ото дня растущем капитализме в начале на шего века, сказать о трагедии людей, воль но или невольно втянутых в водоворот без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2