Сибирские огни, 1973, №10

Наряду с глобальной программой развития Западно-Сцбирской низменности необ­ ходимо раз-работать проекты развития нескольких территориально-производственных комплексов, каждый из которых в рамках общей глобальной проблемы призван ре­ шать самостоятельную задачу, а, значит, иметь свою специализацию и особый хозяй­ ственный облик. Есть элементы, общие для всех программ. Непременной составной частью каждой из них является разработка комплекса мероприятий, связанных с созданием общерай­ онной инфраструктуры дорог, аэродромов, речных портов, мостов, а также сферы жилищно-коммунальных и социально-бытовых услуг для населения городов и рабочих поселков. В экономически менее развитых районах страны, как правило, недостаточно развита социально-бытовая инфраструктура (образование, жилищное, культурное и бытовое строительство и т. д.), что затрудняет привлечение квалифицированных тру­ довых ресурсов и тормозит рост квалификации местных кадров. С этим связан невы­ сокий уровень производительности труда, а, следовательно, и уровень экономического развития. Поэтому условием создания прочной и устойчивой базы квалифицированных кадров являются опережающие темпы развития социально-бытовой инфраструктуры. Создание общерайонной инфраструктуры силами одной отрасли невозможно, для этого необходима концентрация усилий и средств всех отраслей комплекса. Другим общим элементом программного развития вновь осваиваемых районов яв­ ляется создание базы стройиндустрии. Развитие производительных сил территории в определяющей степени зависит от уровня развития строительства и производства строи­ тельных материалов. Требуется осуществить взаимоувязку объемов строительства, не­ обходимого для развития производственной и непроизводственной сфер, с объемом производства всех видов строительных материалов, который, в свою очередь, должен определяться на основе оценки запасов минерального сырья и возможности его комп­ лексного использования. Кроме того, программы развития территориально-производственных комплексов Западной Сибири должны включать мероприятия по охране природы и сохранению ее для будущих поколений. Реальность долгосрочных планов зависит от того, в какой мере их проблемы воп­ лощаются в пятилетних планах. Временной интервал между формированием долго­ срочных планов и разработкой проектировок, воплощающих их в жизнь, иногда сос­ тавляет десятилетия. Однако возросшая динамичность социально-экономических про­ цессов и научно-технического прогресса заставляет искать пути ускоренного претворе­ ния в жизнь плановых идей. Это, видимо, станет возможным, если долгосрочные пла­ ны будут рассматриваться не как документы очень далекой перспективы, представляю­ щие лишь познавательный интерес для научных и плановых организаций, а как осново­ полагающий документ директивного планирования. В связи с этим очень важно, чтобы долгосрочный план утверждался директивным органом и его практическая реализация начиналась с момента его утверждения. Гово­ ря о начале практической реализации долгосрочного плана, мы имеем в виду в основном этапы научной и проектно-изыскательской подготовки территории, на что сейчас тра­ тится большая часть времени, отведенного на выполнение пятилетних планов. Общеиз­ вестно, что на выбор промышленных площадок для вновь строящихся объектов ухо­ дит два, а иногда и три года. Имело бы смысл включить в долгосрочный план раздел по технико-экономическому обоснованию резервных площадок для будущих объектов. Не беда, если некоторые из технико-экономических проектов по отдельным площадкам окажутся к моменту составления очередного пятилетнего плана ненужными. Затраты на выполнение этих работ в целом оправдают себя за счет сокращения сроков проект­ ных и строительных работ и своевременного ввода в эксплуатацию производственных мощностей. Опыт осуществления крупных региональных программ в районах Сибири и Дальне­ го Востока показывает, что на их подготовку и практическую реализацию требуется несколько десятилетий, из которых примерно одну треть времени занимают работы по предплановому обоснованию перспектив развития хозяйства, разработка экономических программ и технических проектов и примерно две трети — практическая реализация долговременной программы, включая подготовку материально-сырьевой базы, науч­ но-технических проектов, подготовку квалифицированных кадров и т. д. Практически очень трудно провести четкую границу между первым и вторым эта­ пами. Долгосрочные проблемы экономического развития не могут быть воплощены в плане, разработанном раз и навсегда. Их научная, проектная и плановая проработ­ ка представляет собой непрерывный процесс, в котором первоначальные положения под влиянием многочисленных факторов уточняются, а иногда и существенно изменя­ ются. Переход в долгосрочном территориальном планировании к системе комплексных программ выдвигает необходимость использования соответствующих методов управле­ ния процессами их разработки и практического осуществления. Важной предпосылкой составления комплексной программы и, самое главное, ее практического осуществле­ ния является наличие координирующего центра, призванного возглавлять эту работу, разрабатывать единые методологические основы составления комплексной программы, обязательные для исполнителей, согласовывать практические действия различных ор­ ганов и т. д. Практика подтвердила целесообразность создания такого центра. Так, для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2