Сибирские огни, 1973, №10
Наряду с глобальной программой развития Западно-Сцбирской низменности необ ходимо раз-работать проекты развития нескольких территориально-производственных комплексов, каждый из которых в рамках общей глобальной проблемы призван ре шать самостоятельную задачу, а, значит, иметь свою специализацию и особый хозяй ственный облик. Есть элементы, общие для всех программ. Непременной составной частью каждой из них является разработка комплекса мероприятий, связанных с созданием общерай онной инфраструктуры дорог, аэродромов, речных портов, мостов, а также сферы жилищно-коммунальных и социально-бытовых услуг для населения городов и рабочих поселков. В экономически менее развитых районах страны, как правило, недостаточно развита социально-бытовая инфраструктура (образование, жилищное, культурное и бытовое строительство и т. д.), что затрудняет привлечение квалифицированных тру довых ресурсов и тормозит рост квалификации местных кадров. С этим связан невы сокий уровень производительности труда, а, следовательно, и уровень экономического развития. Поэтому условием создания прочной и устойчивой базы квалифицированных кадров являются опережающие темпы развития социально-бытовой инфраструктуры. Создание общерайонной инфраструктуры силами одной отрасли невозможно, для этого необходима концентрация усилий и средств всех отраслей комплекса. Другим общим элементом программного развития вновь осваиваемых районов яв ляется создание базы стройиндустрии. Развитие производительных сил территории в определяющей степени зависит от уровня развития строительства и производства строи тельных материалов. Требуется осуществить взаимоувязку объемов строительства, не обходимого для развития производственной и непроизводственной сфер, с объемом производства всех видов строительных материалов, который, в свою очередь, должен определяться на основе оценки запасов минерального сырья и возможности его комп лексного использования. Кроме того, программы развития территориально-производственных комплексов Западной Сибири должны включать мероприятия по охране природы и сохранению ее для будущих поколений. Реальность долгосрочных планов зависит от того, в какой мере их проблемы воп лощаются в пятилетних планах. Временной интервал между формированием долго срочных планов и разработкой проектировок, воплощающих их в жизнь, иногда сос тавляет десятилетия. Однако возросшая динамичность социально-экономических про цессов и научно-технического прогресса заставляет искать пути ускоренного претворе ния в жизнь плановых идей. Это, видимо, станет возможным, если долгосрочные пла ны будут рассматриваться не как документы очень далекой перспективы, представляю щие лишь познавательный интерес для научных и плановых организаций, а как осново полагающий документ директивного планирования. В связи с этим очень важно, чтобы долгосрочный план утверждался директивным органом и его практическая реализация начиналась с момента его утверждения. Гово ря о начале практической реализации долгосрочного плана, мы имеем в виду в основном этапы научной и проектно-изыскательской подготовки территории, на что сейчас тра тится большая часть времени, отведенного на выполнение пятилетних планов. Общеиз вестно, что на выбор промышленных площадок для вновь строящихся объектов ухо дит два, а иногда и три года. Имело бы смысл включить в долгосрочный план раздел по технико-экономическому обоснованию резервных площадок для будущих объектов. Не беда, если некоторые из технико-экономических проектов по отдельным площадкам окажутся к моменту составления очередного пятилетнего плана ненужными. Затраты на выполнение этих работ в целом оправдают себя за счет сокращения сроков проект ных и строительных работ и своевременного ввода в эксплуатацию производственных мощностей. Опыт осуществления крупных региональных программ в районах Сибири и Дальне го Востока показывает, что на их подготовку и практическую реализацию требуется несколько десятилетий, из которых примерно одну треть времени занимают работы по предплановому обоснованию перспектив развития хозяйства, разработка экономических программ и технических проектов и примерно две трети — практическая реализация долговременной программы, включая подготовку материально-сырьевой базы, науч но-технических проектов, подготовку квалифицированных кадров и т. д. Практически очень трудно провести четкую границу между первым и вторым эта пами. Долгосрочные проблемы экономического развития не могут быть воплощены в плане, разработанном раз и навсегда. Их научная, проектная и плановая проработ ка представляет собой непрерывный процесс, в котором первоначальные положения под влиянием многочисленных факторов уточняются, а иногда и существенно изменя ются. Переход в долгосрочном территориальном планировании к системе комплексных программ выдвигает необходимость использования соответствующих методов управле ния процессами их разработки и практического осуществления. Важной предпосылкой составления комплексной программы и, самое главное, ее практического осуществле ния является наличие координирующего центра, призванного возглавлять эту работу, разрабатывать единые методологические основы составления комплексной программы, обязательные для исполнителей, согласовывать практические действия различных ор ганов и т. д. Практика подтвердила целесообразность создания такого центра. Так, для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2