Сибирские огни, 1973, №10
дят и скажут: «Плакали денежки, товарищ Шахринов, ничего вам не причитается...». — Вот, зубоскал окаянный! Отца с ма терью просмеет! Врезать по твоим веселым зубам... — А он разве что понимает? Ему акаде мия —пустой звук. Безо всякого уважения. А почему? Все —на блюдечке: школа — обязательно, техникум —пожалте, на инже нера — будьте любезны! Он и в академию запросится —пустят! Ежели лясы точить перестанет, может достигнуть. Мозги свет лые, хотя и сболтанные. А вот у нас на три деревни один грамотей был... — Ну, завел, дедуся!.. Нету, уже нету того проклятого прошлого. И больше никог да не будет. Чего меня расстраивать этим воспоминанием? Кстати, и обед уже окон чился... По местам! Теперь и не вспомнить, кто принес эту новость: «двухтысячник» отправляют на ВДНХ. Эта модель тоже вызывала град шуток и острых замечаний. — Старые прессы, значит, будут вкалы вать, трудиться, а молодой—богатырь уда лой — мускулами перед публикой поигры вать! Выходит, без него пока могут обой тись на производстве? — Не звони, это же — выставка! Дости жений! Около него, может, народ будет с утра до вечера толпиться, в том числе ино странцы: знай наших—сибиряков! — Много эта публика в прессах понима ет... В крайнем случае подсунут грецкий орех, скажут: «А ну, попробуй раздавить»... — Марка завода, чудаки! Как не понима ете —не каждую машину на выставку по сылают... Это понимали все. И в то же время мно гие были убеждены, что для выставок под ходят лишь серийные товары, выпускаемые миллионами штук. «Ленты, кружева, ботин ки», даже автомобили и тракторы, но не уникальные прессы, созданные в одном эк земпляре, для уникальных технологических прессов, которые никем другим выполнены быть не могут. Такая машина —не для вы ставки, даже самой главной. Рабочие сборочного цеха, наверное, очень бы удивились, узнав, что эти самые аргу менты приводили тогда в различных ин станциях представители нового научного центра. К моменту отправки «двухтысячни- ка» они, собственно говоря, были его хозяе вами. Именно для уникального и особого технологического процесса и нужен им был этот пресс. С его помощью они рассчитыва ли исследовать возникновение в природе одного из минералов, а коли удастся, то и воссоздание его, приписывавшиеся до сих пор лишь только господу богу... И все-таки пресс, был демонтирован, упа кован и отправлен в дальний путь. В цехе о нем стали помаленьку забывать. Наступила глубокая осень. Однажды в обеденный перерыв по радио прозвучала заметка: павильоны ВДНХ за крываются на зиму. Шахринов плюнул с досады. Выходит, «двухтысячник» будет полгода валяться в ящиках где-нибудь под открытым небом, или, в лучшем случае, под навесом. А в нем есть такие детали, которые лучше сохраня ются «на ходу», а не в покое. Хорошо хоть, что никто из ребят не слы шал этого «последнего известия» — загрыз ли бы. Как будто Виктор один виноват в том, что происходит! Из-за этого эпизода не очень обрадовало Шахринова другое известие. Пришло оно на голубой рисунчатой бумаге, почти такой же, на которой крупные деньги печатают, с про дернутой сквозь бумагу зеленой ленточкой, концы которой были припечатаны алой пе чатью. В самом верху было помещено: «Комитет по делам изобретений и откры тий при Совете Министров СССР». Чуть пониже, на самой средине листа: АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО № 125476. Далее сообщалось, что выдано свидетель ство «гражданину ШАХРИНОВУ Виктору Николаевичу» и следом — еще десять фами лий (семь —родных, близких, и «три неиз вестных») «на изобретение... гидравлическо го пресса колонного типа». За сим следовали очень строгие слова, из которых можно было понять, что изобрете ние «гражданина Шахринова» и его соавто ров отныне находится под защитой госу дарства, «зарегистрировано в Государст венном реестре», «с приоритетом», «распро страняется на всю территорию СССР». К свидетельству прилагалась листовка с большим чертежом и кратким выразитель ным текстом: «Известные гидравлические прессы колонного, типа довольно громозд ки и тяжелы», изобретение «позволило зна чительно уменьшить их габариты и снизить вес». С этого высокого документа начиналась официальная биография новой машины. Но, в то же время, для него, автора, как и лю бого автора — книги, пьесы, фильма, сим фонии,— кончалась настоящая, повседнев ная связь со своим детищем. Оно обретало собственную судьбу, каждый, кому оно нра вилось или было необходимо, мог обра щаться с ним по-своему. Потом донесся слух, что «тридцатитысяч ник» будут создавать на одном из заураль ских заводов, где, благодаря новой схеме, сберегут государству чуть ли не пятьдесят миллионов рублей. К то -то будет делать.. П о е г о черте жам... А ему, может быть, и не доведется повидать этот пресс в натуре... Разве что отпуск взять да съездить, поглядеть... Чего уж там «тридцатитысячник», к ма ленькой модели —«двухтысячнику» —и то неизвестно, когда прикоснешься... хоть бы еще разок самому собрать, запустить, полю боваться силой и точностью работы... С этой мыслью он и уснул. А утром, никогда раньше не склонный к суевериям, вдруг понял, что такое — «сон в руку». — Звонили от директора. Поручение те б е—ехать свой пресс монтировать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2