Сибирские огни, 1973, №10
И оклады там больше, и работа — не срав нить с заводской — менее напряженная. Люди, повторяю, очень талантливые. Они — находка для науки. Заводу без них — ни как нельзя: весь технический прогресс они на себе везут... По-человечески, конечно, можно любого из них понять: в институте перспективы, путь в науку, им и двух лет не потребуется, чтобы стать кандидатами. А на заводе? Здесь походя они решают слож ные проблемы, и никакого звания им за это не предвидится. Я уже говорил — в каждом прессе десятки диссертационных тем. Вот взять хотя бы ковочные прессы со следя щей системой управления или последний пресс, модель которого опробовали. Разве тут обошлось без науки? Между прочим, уточнили экономический эффект этой кон струкции! 4 тысячи тонн сэкономленного металла, 20 миллионов рублей сбереженных денег. Это, знаете ли, для любой научной темы неплохо... — А как сделать, чтобы молодая «боль шая наука Сибири» пополнялась талантли выми людьми с заводов и производство не «беднело», а богатело кадрами с высоким научным потенциалом? Ведь, в конце кон цов, главная цель нового научного центра — помощь развитию производительных сил, значит и вам в их числе... — «Волки целы и овцы сыты»,—■улыбнул ся Васильев и, посерьезнев, продолжил: — Нужна более тесная связь науки с произ водством и производства с наукой. Не от дельные «хоздоговора», не случайные встре чи, а постоянное содружество, общий план на несколько лет —завода и института. Я выписываю эти слова из старого блок нота, со страниц старого своего очерка, и мне просто не верится, что они были ска заны пятнадцать лет назад. Повседневное сотрудничество —это же общая пятилетка Академгородка и «Сиб- сельмаша», научных институтов и чкалов- ского завода, это сегодняшний день девятой пятилетки, ее новаторский почин, которому открыта самая широкая дорога. Наряду с фундаментальными теоретиче скими исследованиями сибирские ученые оказывают повседневную помощь народно му хозяйству, не только отдельным пред приятиям, но и целым его отраслям, груп пам отраслей. Академгородок «подпоясыва ется» широким «кольцом внедрения», где идея ученого в самое оптимальное время облекается в новую промышленную техноло гию, новый материал, машину и т. д. Этого и ждал от сибирской науки завод ской инженер Васильев. «Ценные почины» не рождаются «из воз духа», не выскакивают, как пузыри из воды, они не плод случайных озарений отдельных инициаторов — «взял да и придумал». Задолго до того, как новое явление в эко номической жизни, а стало быть, в нашем общественном бытие, выйдет на поверхность и овладеет сознанием миллионов людей, его тоненькие ручейки с самых разных сторон прокладывают путь к будущему главному руслу. Васильев говорил о «повседневном со трудничестве», когда Академгородок еще сам только-только становился на ноги, нуж дался в помощи новосибирских заводов. Не смотря на это, «новорожденный» уже са мим фактом появления на свет вносил «на учный элемент» в жизнь рабочих коллекти вов и, прежде всего,— в сознание их инже нерной части, «мозговых штабов», которые до этого нередко считали своим «потолком» аккуратное и точное исполнение заданных проектов. Есть ли связь между тем, что, создавая самые разные институты, академик Михаил Алексеевич Лаврентьев не уставал пропа гандировать «математизацию всех наук» и заводским «кружком высшей математики», который организовал тогда же в своем КБ инженер Васильев? Ребята ворчали: «Мы ее в институте учили», «К чему эти премудро сти—мы не в НИИ, а на заводе». Василь ев терпеливо разъяснял: «У математики есть новые большие достижения, ЭВМ, другие могучие средства — без них нельзя быть настоящим конструктором». При всем на пряжении заводской жизни Васильев еже дневно выкраивал «часок» для самостоятель ных занятий «чистой наукой», вгрызался в страницы свежих математических журналов, рефератов, книг. Он не давил на подчиненных, не прину ждал, но кружок рос и укреплял свои ряды. Множились примеры, когда «математизация производства» то в одном, то в другом слу чае давала какой-то, пусть вначале неболь шой, но реальный выход в практику. Шутили: — Учите нас, Борис Петрович, учите!.. Подкуемся теоретически, овладеем высшими знаниями —и подадимся в ученые. Что мы, хуже других? — Главное, друзья, правильно выбрать тему. Верно, Борис Петрович? Такую, чтобы не утонуть в теории и, в то же время, не барахтаться на поверхности практики! С од ной стороны —научно, с другой —практич но! — А какая экономия на одежде! Купил на прошлой неделе костюм, сбегал в нем два раза на сборку — три пятна, два про жога! Васильев слушал эту болтовню в пол-уха, улыбался — никуда они не уйдут, как и он сам, прикипели к заводу. ■ Но такие разговоры приобретали порой совершенно неожиданные аспекты: — Виктор, ты гляди-ка, чего этот тип к твоему прессику все принюхивается! — Зачем человека обзываешь? Вовсе он не тип, а научный работник. Из Академго родка. Понял? А если интересуется, то, ста ло быть, такая задача ему поставлена. Ведь на голом месте строятся. — Это уж точно —на голом месте! Я там на глухаришек охотился... — Ну, вот. А теперь — академия. У них при каждом институте —по небольшому за водику или мастерской — не бегать же тридцать верст в город за каждым болтом. По телевизору вчера говорили... — Ну, чего вы, ребята, зря спорите? Это же они, Виктор, хотят твою модель на ана лиз взять! Положат под микроскоп, погля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2