Сибирские огни, 1973, №10

И оклады там больше, и работа — не срав­ нить с заводской — менее напряженная. Люди, повторяю, очень талантливые. Они — находка для науки. Заводу без них — ни­ как нельзя: весь технический прогресс они на себе везут... По-человечески, конечно, можно любого из них понять: в институте перспективы, путь в науку, им и двух лет не потребуется, чтобы стать кандидатами. А на заводе? Здесь походя они решают слож­ ные проблемы, и никакого звания им за это не предвидится. Я уже говорил — в каждом прессе десятки диссертационных тем. Вот взять хотя бы ковочные прессы со следя­ щей системой управления или последний пресс, модель которого опробовали. Разве тут обошлось без науки? Между прочим, уточнили экономический эффект этой кон­ струкции! 4 тысячи тонн сэкономленного металла, 20 миллионов рублей сбереженных денег. Это, знаете ли, для любой научной темы неплохо... — А как сделать, чтобы молодая «боль­ шая наука Сибири» пополнялась талантли­ выми людьми с заводов и производство не «беднело», а богатело кадрами с высоким научным потенциалом? Ведь, в конце кон­ цов, главная цель нового научного центра — помощь развитию производительных сил, значит и вам в их числе... — «Волки целы и овцы сыты»,—■улыбнул­ ся Васильев и, посерьезнев, продолжил: — Нужна более тесная связь науки с произ­ водством и производства с наукой. Не от­ дельные «хоздоговора», не случайные встре­ чи, а постоянное содружество, общий план на несколько лет —завода и института. Я выписываю эти слова из старого блок­ нота, со страниц старого своего очерка, и мне просто не верится, что они были ска­ заны пятнадцать лет назад. Повседневное сотрудничество —это же общая пятилетка Академгородка и «Сиб- сельмаша», научных институтов и чкалов- ского завода, это сегодняшний день девятой пятилетки, ее новаторский почин, которому открыта самая широкая дорога. Наряду с фундаментальными теоретиче­ скими исследованиями сибирские ученые оказывают повседневную помощь народно­ му хозяйству, не только отдельным пред­ приятиям, но и целым его отраслям, груп­ пам отраслей. Академгородок «подпоясыва­ ется» широким «кольцом внедрения», где идея ученого в самое оптимальное время облекается в новую промышленную техноло­ гию, новый материал, машину и т. д. Этого и ждал от сибирской науки завод­ ской инженер Васильев. «Ценные почины» не рождаются «из воз­ духа», не выскакивают, как пузыри из воды, они не плод случайных озарений отдельных инициаторов — «взял да и придумал». Задолго до того, как новое явление в эко­ номической жизни, а стало быть, в нашем общественном бытие, выйдет на поверхность и овладеет сознанием миллионов людей, его тоненькие ручейки с самых разных сторон прокладывают путь к будущему главному руслу. Васильев говорил о «повседневном со­ трудничестве», когда Академгородок еще сам только-только становился на ноги, нуж­ дался в помощи новосибирских заводов. Не­ смотря на это, «новорожденный» уже са­ мим фактом появления на свет вносил «на­ учный элемент» в жизнь рабочих коллекти­ вов и, прежде всего,— в сознание их инже­ нерной части, «мозговых штабов», которые до этого нередко считали своим «потолком» аккуратное и точное исполнение заданных проектов. Есть ли связь между тем, что, создавая самые разные институты, академик Михаил Алексеевич Лаврентьев не уставал пропа­ гандировать «математизацию всех наук» и заводским «кружком высшей математики», который организовал тогда же в своем КБ инженер Васильев? Ребята ворчали: «Мы ее в институте учили», «К чему эти премудро­ сти—мы не в НИИ, а на заводе». Василь­ ев терпеливо разъяснял: «У математики есть новые большие достижения, ЭВМ, другие могучие средства — без них нельзя быть настоящим конструктором». При всем на­ пряжении заводской жизни Васильев еже­ дневно выкраивал «часок» для самостоятель­ ных занятий «чистой наукой», вгрызался в страницы свежих математических журналов, рефератов, книг. Он не давил на подчиненных, не прину­ ждал, но кружок рос и укреплял свои ряды. Множились примеры, когда «математизация производства» то в одном, то в другом слу­ чае давала какой-то, пусть вначале неболь­ шой, но реальный выход в практику. Шутили: — Учите нас, Борис Петрович, учите!.. Подкуемся теоретически, овладеем высшими знаниями —и подадимся в ученые. Что мы, хуже других? — Главное, друзья, правильно выбрать тему. Верно, Борис Петрович? Такую, чтобы не утонуть в теории и, в то же время, не барахтаться на поверхности практики! С од­ ной стороны —научно, с другой —практич­ но! — А какая экономия на одежде! Купил на прошлой неделе костюм, сбегал в нем два раза на сборку — три пятна, два про­ жога! Васильев слушал эту болтовню в пол-уха, улыбался — никуда они не уйдут, как и он сам, прикипели к заводу. ■ Но такие разговоры приобретали порой совершенно неожиданные аспекты: — Виктор, ты гляди-ка, чего этот тип к твоему прессику все принюхивается! — Зачем человека обзываешь? Вовсе он не тип, а научный работник. Из Академго­ родка. Понял? А если интересуется, то, ста­ ло быть, такая задача ему поставлена. Ведь на голом месте строятся. — Это уж точно —на голом месте! Я там на глухаришек охотился... — Ну, вот. А теперь — академия. У них при каждом институте —по небольшому за­ водику или мастерской — не бегать же тридцать верст в город за каждым болтом. По телевизору вчера говорили... — Ну, чего вы, ребята, зря спорите? Это же они, Виктор, хотят твою модель на ана­ лиз взять! Положат под микроскоп, погля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2