Сибирские огни, 1973, №10
ры из Васильевского бюро, следившие за ми ровой |ехнической периодикой, тогда рас сказывали, что даже в американской про- мышленноои практически остановились на сорока пяти тысячах. Кто-то слышал, что брались за «семидесятитысячник», но броси ли на полпути— габариты выпирали за все пределы реального... Между прочим, во время совещания про изошел эпизод, лишний раз подтвердивший идею слесаря Три инженера из московского НИИ, три крупных специалиста, вышли своими путями к тем же принципам, хотя и не довели дело до конца, до той степени зрелости, в которой идея была представле на сибиряками. — Давайте и их считать соавторами,— не раздумывая, согласился Васильев, зная, что и сам Шахринов, и другие ребята не бу дут возражать. Воспитанные идеалом «общего памятни ка» — «построенного в боях социализма»,— они не могли предположить, что «трое не известных», как их окрестили на заводе, ни когда не бывавшие здесь, не бравшие в ру ки ни одной детали нового пресса, потом затеют возню: чью фамилию писать раньше, начнут сомневаться, могла ли «простого слесаря» озарить высокая техническая мысль, станут обижаться, что их «не помя нули» в какой-нибудь пятистрочной газет ной заметке... Для судьбы нового пресса эта история не будет иметь никакого значения и послед ствий. Многим покажется, что, «утверди вшись в соавторах», эти «чужие инженеры» потеряли интерес ко всему последующему. А «своим, заводским» теперь, после совеща ния, предстояло сделать намного больше того, что они уже сделали. Некоторые качества нового пресса не уда лось заранее определить обычными метода ми. В ту «доэвээмную» эпоху инженеры прибегали к конструктивному моделирова нию. Вначале была создана действующая модель в одну десятую —для проверки ос новных расчетов по прочности. Затем была построена модель в одну пятнадцатую — усилием в две тысячи тонн. Эта модель оказалась настоящей машиной, намного меньше, легче и дешевле серийных «двухты сячных» прессов. Не желая играть с читателем в прятки, мы хотим прямо сказать, что в дальнейшем нашем повествовании этот «двухтысячный», или «двухтысячник», сыграет важную роль. Роль того «ружья», которое, по законам драматургии, появившись на сцене в первом действии, обязательно выстрелит в финале пьесы. Этого не знает ее главный герой, не знают зрители, не знал в свое время Виктор Шахринов, не подозревали и мы... Схема пресса далека от полного проекта, как первый карандашный набросок от го товой картины со всеми ее сочными краска ми, тонами и полутонами. Многие месяцы прошли, прежде чем в бюро прессостроения появились папки с чертежами и расчетами всех деталей маши ны: больших и маленьких, весом от десят ков тонн до десятков граммов. За это время Шахринов не раз встречал ся с Васильевым и другими инженерами. Его приглашали на технические советы, где обсуждался ход работы над проектом. Вик тор был уверен в успехе, в товарищах по этой огромной работе, которую одному че ловеку при современном уровне техники вообще выполнить невозможно. Виктор трудился в своем сборочном цехе, где делались машины для Сибири и Урала, для Украины и Грузии, для близких и дале ких стран, но мысль о новой машине не по кидала его ни на минуту. ...Шахриновы ходили в кино, покупали в магазинах новые вещи, радовались первым складным фразам Ирочки, спорили, долетит ли ракета до Луны... В тот раз, когда я был у Шахриновых, комната показалась еще более просторной, даже пустой. Аккуратно застелена детская кроватка. Катя с грустью смотрит на кро ватку —Ирочка в больнице. Нет, слава богу, ничего страшного. Про сто существуют на свете детские болезни... Теперь ей уже лучше — скоро выпишут. Виктор собирается на работу. Ему сегод ня во вторую смену. Когда он говорит о до чери, глаза его становятся светлыми, ласко выми, теплыми. И я вижу, как ему нестер пимо скучно без Ирочки... Через всю эту, казавшуюся обыденной, жизнь красной нитью проходила новая ма шина. Она создавалась нелегко. Весь коллектив завода с надеждой и тревогой наблюдал за ее рождением. Десятки рабочих делали пер вую модель нового пресса. Немногие в цехе знали, для чего сделана эта модель, но все видели, что конструкто ры делали с ней что-то ужасное. 500 тысяч раз подвижная плита модели «получала» нагрузку. Казалось, конструкторы решили во что бы то ни стало сломать ее. И они ее сломали. Плита треснула в не скольких местах. Много неизвестного таит в себе конструк ция всякой принципиально новой машины. В ней всегда находятся такие детали и узлы, все качества которых невозможно заранее рассчитать и предвидеть. И тогда не оста ется другого выхода, как изготовить деталь, узел или даже всю машину, дать сверхпре дельную нагрузку отдельным ее элементам, чтобы на практике выяснить не поддающее ся расчету... Это и называется «конструк тивным моделированием». В новом прессе неясна была прочность отдельных участков весьма сложной по кон фигурации плиты. На модели плита тресну ла именно в этих «подозрительных» ме стах... Со стороны это выглядело довольно странно: авторы пришли в восторг от полом ки собственного творения! Были произведены дополнительные расче ты, и теперь плита имела гарантию прочно сти при любых режимах работы. На этом в феврале—марте 1960 мы за кончили очерк. Перед тем как отдать в ре дакцию, решили показать его Глухареву, Васильеву, Роженко, Фомину и другим за водским товарищам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2