Сибирские огни, 1973, №10
больше понимала, что его предложение ка сается не отдельных деталей, инструментов или технологических операций. Виктор за махивался на что-то главное в этих ог ромных машинах. Катя испугалась, когда поняла это. — Значит, ты считаешь, что ошибаются инженеры? И не только наши заводские, но и вообще — все? —■осторожно спросила она. Виктор покачал головой. — Нет, они не ошибаются: пресса-то ра ботают. Они делают правильно... А может быть, есть возможность еще правильнее? — после некоторого раздумья сказал он.— Если бы я был инженером, то мне бы легче было доказывать... Она никогда прежде не слышала, чтобы он жалел о том, что не получил высшего образования. Школа, ремесленное, два курса техникума, армия, женитьба, ребе нок... А теперь ему уже за тридцать. Он очень любит свою работу. — Ну и что ж,— сказала Катя,— не всем быть инженерами... Но разве у вас на за воде их нет? Не вообще, а таких... своих, с которыми можно поговорить запросто? Перед Виктором сразу возникли две зна комые фигуры — Бориса Васильева и Ио сифа Роженко. Действительно, и ходить-то никуда не надо,— оба сейчас в цехе толкутся с утра до поздней ночи, ковочные прессы собира ют. От проектирования этих прессов отка зались старые, опытные конструкторы. А эти создали. Намучились, но создали. Он рассказал ей об этом. — Посоветуйся с ними! — настаивала жена. — Все-таки боязно,— вдруг засмеют?— раздумывал вслух Виктор, хотя уже твердо решил, что завтра обязательно поговорит с Васильевым или Роженко. Мы сидим с Виктором Николаевичем и, вспоминая о Васильеве, думаем об одном и том же. Рано, ох как рано ушел от нас этот че ловек! «Болезнь не пощадила...» Нет, это он сам не щадил себя, не думал о себе, не искал легких дорог, а, главное, не обхо дил в жизни ни одной ее точки, если чувст вовал, что нужен, что может двинуть впе ред трудное дело, помочь в трудную мину ту товарищу. Не обошел он и науку. Ему, выпускнику Горьковского политехническо го института, владельцу диплома «с отли чием», пророчили научную судьбу еще на студенческой скамье. Уважаемый всеми профессор выделял Бориса Васильева изо всей группы: — У этого юноши математический ум. Он упорен, ничего не бросает на половине дороги. Увидите — через три года он с блеском защитит диссертацию. Под сильным нажимом профессора Бо рис согласился поступить в аспирантуру и сдал кандидатский минимум. Надо было приниматься за диссертацию. Профессор Думал, что Борис выберет из обширного списка отвлеченных тем, который предла гался аспирантам кафедрой, какое-нибудь «диссертабельное» исследование. Сколько молодых людей еще и сейчас со вершают благополучный «въезд» в науку, не утруждая себя размышлениями, зачем и для чего они «въезжают». Способности есть у многих, тему дает профессор, «кан дидатский минимум» не так уж тяжел. Кстати, никто не ответит на вопрос: поче му с человека, идущего в науку, спраши вают, как со школьника, «минимум», а не как с будущего ученого — «максимум»? Может быть, поэтому, из-за «минимальных» требований к соискателю, не особенно глу боко и выясняют, насколько близка ему из бранная проблема. И не редкость, когда «роман аспиранта с темой» становится кратковременной связью — «без радости любовью и разлукой без печали». Выбрал, защитил, бросил... Борис Васильев не пошел на такую «связь». Поиски темы, которой он мог бы посвятить все силы своего мозга, сердца, души, превратились для него в большой, сложный, нелегкий процесс. Он был принят в аспирантуру, но решил пойти поработать на Горьковский автозавод, в бюро прессо- строения. Прессы его интересовали давно. Чем интересовали? Да теперь это знает чуть ли не любой пионер. Прежде всего — производительностью, возможностью эконо мить металл. За единицу времени, необхо димую квалифицированному токарю, что бы выточить и нарезать на обыкновенном токарном станке полдесятка болтов, штам повочный пресс изготовит их пять тысяч! Заготовка коленчатого вала, обрабаты ваемого на токарном станке, весит почти пятьдесят килограммов. Около тридцати пяти из них уйдет в стружку. Заготовка такого же вала, если его делать на штам повочном прессе, будет иметь вес немногим более двадцати килограммов, и в отходы уйдет менее пяти килограммов. До развития кузнечно-штамповочного производства поковка представляла собой глыбу металла, подчас ничем не напоми навшую будущее изделие. Пресс заставил изменить форму и вес поковки,— она все ближе подходит к готовой детали. А это, в свою очередь, заставляет коренным обра зом изменять и литейное дело. На свет по явилось так называемое «точное литье»: за готовки получались таких сложных конфи гураций, каких не всегда добьешься и ме ханической обработкой. С начала пятидесятых годов прессы вся ких типов, размеров и назначений вступили в борьбу с привычным металлорежущим станочным парком. Прессы стали быстро обгонять станки. В конце пятидесятых го дов кузнечно-прессового оборудования уже выпускалось в полтора раза больше, чем металлорежущих станков, по сравнению с довоенным временем. Возможности тогдашних прессов срав нивались с потенциалом тогдашних стан ков, около которых обязательно стоял чело век, и почти сто процентов успеха зависело от его опыта, квалификации, искусства. Это не то, что создаваемые сегодня на том же ефремовском полностью автомати зированные «обрабатывающие центры» —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2