Сибирские огни, 1973, №10
на» и другими достопримечательностями этого достропримечательного района Но восибирска. Дверь открыла девчушка лет десяти, в летнем цветастом платьице, с такой же бе лозубой открытой улыбкой, как у отца, с беленькой тугой косичкой. — «Академовская»! — подмигнул Вик тор.— Ничего человечек, да по кое-каким предметам не самые высокие оценки. Мог ла бы учиться получше... Это заявление имело не столько инфор мационную, сколько педагогическую зада чу. Лучше всех это понимала сама Све точка. Она по-девчоночьи вертелась на од ном месте, ожидая от этих взрослых бо лее дельных слов или просьб к ней, как к хозяйке, поскольку никого больше дома не было. Просьба последовала: — Налей нам, доченька, домашнего квас ку,— сказал отец, когда мы уселись за круглым столом, по-прежнему разглядывая друг друга и вспоминая, вспоминая и срав нивая... Квартира Шахринова не отличалась от сотен или тысяч таких же академовских квартир — ни размерами, ни обстановкой; такая же, как у знакомых мне научных сотрудников, кандидатов... В большой комнате, где мы сидели, стоя ли тахта, круглый стол со стульями, теле визор новейшей марки, с самым большим экраном. — Новосибирский «Изумруд»,— мимо ходом бросил хозяин. Через окно и раскрытую балконную дверь, казалось, у самого пола, шумела майская зелень берез, сверкало сосновое вечное золото. Мне вспомнился сборочный цех «ефре мовского» и то, что произошло там в кон це пятидесятых годов. ...Слесарь Шахринов решил открыться Борису Петровичу Васильеву не потому, что у Васильева был диплом инженера. Инженеры бывают разные. Да и слесари тоже. Вот, например, рядом с Виктором тру дится Василий Фролов. По документам у него всего класса четыре тогда было — не больше. А на самом деле? Если бы вместо экзаменов принимали справки из библио тек на прочитанные и усвоенные книги, то Фролову звание, если не инженера, то уж техника дали бы без звука. Правда, слож ную формулу он не напишет, но зато, если посмотрит на деталь, пускай новой, неиз вестной машины, то уж точно скажет — сломается она или нет, и где именно сло мается. Он душой металл чувствует. А это и есть настоящая инженерная душа, по мнению рабочих людей. Нечего греха таить, были тогда люди, да и сейчас есть, которые думают, что инже нерный диплом делает их на голову выше окружающих. В цехах они появляются редко, держатся в стороне от станков, что бы смазка не попала на брюки, с рабочими говорят свысока и только в командирском тоне: «делай, что говорят...» Виктор не знал, как ведет себя Васильев там, у себя в конструкторском бюро прес сов, но много раз видел, что в цехе он себя чувствует так, будто здесь и есть его глав ное рабочее место. Инженеры Васильев и Роженко всегда были при сборке новых машин, и с молчаливого согласия слесарей проделывали с этими первыми образцами всякие рискованные штуки, выясняли «на ощупь», нет ли в машине все-таки каких-ни будь «слабых мест». Если обнаружива лась негодная деталь, то тут же, не стес няясь рабочих, конструкторы меняли раз меры, конфигурацию, материал. И Василь ев часто становился к станку. Дескать, сам напартачил, сам и исправлю: шлифовал, фрезеровал, сверлил. Так повелось с первых дней работы Ва сильева на заводе, и не менялось теперь, когда он стал главным конструктором по прессам, начальником специального бюро. Случалось, что по поводу той или дру гой детали к этим двум инженерам обра щались рабочие-рационализаторы. Не во всех предложениях, конечно, было «зерно». Ни Васильев, ни Роженко ни разу никого не оборвали на полуслове. Они терпеливо выслушивали до конца и также терпеливо разъясняли суть ошибки... В то утро, увидев Васильева, Виктор опять в последнюю минуту испугался, сту шевался. Вдруг все, что он думает,— чепу ха, реникса, как написано у Чехова? Ближе к обеду Васильев оказался совсем рядом с Шахриновым, и тот неожиданно для себя произнес: — Борис Петрович, ваш новый пресс можно сделать наполовину меньше, легче и дешевле... Васильев вскинул взгляд на слесаря, не возразил, а всем своим видом показал, что готов слушать. Виктор стал излагать свои соображения. К ним подходили сборщики, прислуши вались к разговору. И не' у инженера, а на их лицах Виктор заметил сначала иронию, потом улыбки, и, наконец, услышал чей-то возглас: — Не подёть! Развалится! И тотчас раздалось несколько соглас ных голосов. Люди, создавшие не одну уникальную машину, возражали веско, доказательно. Совместить цилиндры с колоннами? А что будет обеспечивать устойчивость, равномерность работы при меньшем числе опор? Снять средний траверз? А на чем крепить инструмент? Сборщики шумели, некоторые откровен но усмехались. Виктор стоял красный, надувшийся, с пе рехваченным какой-то резью горлом. Молчал и Васильев. Он не принимал уча стия в дискуссии, а смотрел на исчерчен ные тетрадные листки Виктора. — Видишь ли,— сказал он,— принцип, который ты предлагаешь, никогда мне не встречался — ни в институте, ни в техни ческих журналах. К ковочным прессам он, по-моему, определенно не подходит. Това рищи твои правы... Но я еще подумаю над
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2