Сибирские огни, 1973, №10
делиями (исключая, естественно, нетранспортабельные грузы и товары) и ограничения ремонтных работ малотрудоемкими операциями является создание надежной транс портной связи между отдаленными районами и опорными базами их производствен но-технического обслуживания. Следовало бы, по примеру Канады, где осуществля ется специальная инвестиционная программа «Дороги к ресурсам», дать приоритет во времени строительству магистральных транспортных путей в осваиваемые районы. Пионерная роль транспортного строительства в практике освоения новых районов Сибири недооценивается. Даже в тех случаях, когда заблаговременное строительство железной дороги к отдаленному источнику сырья или району размещения гидроэлект ростанции включается в проекты и планы, оно ведется с большим отставанием от со оружения производственных объектов. Такая практика мотивируется сокращением сроков получения дефицитного ресурса. Но эта «экономия» оборачивается крупным пе рерасходом средств и порождает прямые потери продукции (например, затопление части леса в зоне водохранилищ сибирских гидроэлектростанций). Односторонним ведомственным решениям, противоречащим планомерному, согла сованному формированию основных элементов территориально-производственного комплекса, необходимо противопоставить единую программу его создания. Она долж на увязывать частные отраслевые решения, подкрепляться достаточными ресурсами и быть обязательной для всех исполнителей. Такой программы, например, для Запад но-Сибирской равнины пока нет. Министерства и отраслевые отделы Госплана разра батывают отдельные ее элементы, не во всем увязанные между собой. Недавний отечественный опыт (освоение Колымы и Енисейского Севера) свиде тельствует о больших преимуществах централизации управления процессом форми рования промышленных центров в отдаленных районах страны. Известные издержки этого опыта (расширение круга объектов, обслуживающих основное производство), неизбежные в прошлом, в новых условиях потеряют свою основу: создание в южной зоне опорных баз производственно-технического обслуживания Севера и установление , надежной и экономичной транспортной связи позволят преодолеть тенденцию к широкому самообеспечению профилирующих отраслей хозяйства осваиваемых районов. Территориально-производственный комплекс в районах крупномасштабного пио нерного освоения природных ресурсов следует рассматривать в качестве единого объ екта планирования. Для такого регионального образования должен разрабатываться генеральный план, охватывающий профилирующие отрасли, производственную ^ ин фраструктуру, населенные пункты, объекты социально-бытового обслуживания. Этот план должен определять и полные затраты на создание комплекса, а также времен ную последовательность капитальных работ, начиная с разработки проектов. Генплан ТПК мог бы явиться информационной базой принятия отраслевых решений. Чтобы обеспечить их взаимоувязку, необходимо не изолированнее (по отдельным элемен там), а «сквозное» проектирование комплекса, опирающееся на долгосрочную схему развития производительных сил и проект районной планировки. Для управления реализацией крупных строительных программ в новых районах Сибири необходим, по-видимому, вневедомственный орган, наделенный достаточно широкими правами, чтобы воздействовать на отраслевые решения. Возможно, им мог бы стать специальный отдел Госплана, курирующий формирование территориально- производственных комплексов общесоюзного значения. Важнейшая функция такой ин станции — сопряжение основных работ, выполняемых на последовательных стадиях формированием комплекса: генерального проектирования, финансирования, строитель ства и ввода в строй главных объектов. Строительство разного рода коммуникаций, создание строительной и^ ремонтной баз, жилья, коммунально-бытовых, культурно-оздоровительных учреждений и т. д. часто ведется на основе .долевого участия фондодержателей, осваивающих данный район. Такая практика сплошь и рядом порождает тенденцию к «экономии» па этих вложениях: одни застройщики считают, что они могут выигрывать от долевого стро ительства меньше по сравнению с другими фондодержателями, и потому стремятся ограничить свои затраты на объекты общерайонного значения. Частый перерасход смет по основному производственному строительству позволяет вуалировать эти стремления. Альтернативой может стать фигура единого заказчика, который концентрирует инфраструктурные инвестиции и использует их для реализации генерального плана развития совокупности объектов производственно-технического и социально-бытового обслуживания. Опыт подобного рода накоплен в СССР в процессе, например, строи тельства горнометаллургического комбината и города Норильска, Красноярской гид роэлектростанции и города Дивногорска. Нам еще многие десятилетия предстоит осваивать богатые природные ресурсы на пока еще девственных пространствах Сибири. И и наших силах, извлекая уроки из прошлого, овладеть новыми методами освоения сибирских богатств, всемерно ис пользуя достижения научно-технической революции и прогрессивные формы органи зации общественного труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2