Сибирские огни, 1973, №10
ная разобщенность и несогласованность в проектировании, финансировании и капиталь ном строительстве. С самого начала освоения Западно-Сибирской равнины' проявились отрицательные последствия несогласованности действий различных управляющих органов, узкоотрас левого подхода к использованию капиталовложений и рабочей силы. Схемы обустрой ства нефтепромыслов разрабатывались без учета возможностей сбора и переработки попутного газа. Добыча нефти форсируется при явном отставании темпов развития трубопроводного транспорта и мощностей нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Сибири. Это может создать затруднения с вывозом нефти с промыс лов и вынудить передавать в экономически неоправданных размерах сырую нефть в европейские районы вместо ее переработки на месте. Работы по обустройству нефтяных и газовых месторождений сдерживаются отставанием речного транспорта Обь-Иртыш- ского бассейна. Из-за недостатка необходимых технических средств флот и портовое хозяйство не успевают доставить за навигационный период запланированное количест во строительных материалов, оборудования, труб и т. д. Межотраслевые промышленные комплексы, в силу организационной структуры уп равления, фактически «растаскиваются» по министерствам и ведомствам, интересы которых не во всем совпадают. Так, предприятия Маклаково-Енисейского лесопромыш ленного комплекса принадлежат трем отраслевым министерствам — министерству лес ной и деревообрабатывающей промышленности, министерству целлюлозно-бумажной промышленности и Главному управлению микробиологической промышленности. Здесь, как и в других районах крупномасштабного строительства, капитальные вло жения реализуются через десятки отраслевых каналов без необходимой увязки по объемам и объектам затрат. Если на стадии проектирования и предусматривается рациональная последовательность формирования отдельных элементов и целых блоков территориально-производственных комплексов, то на стадии финансирования действия различных фондодержателей рассогласуются. Рекомендации по созданию единых объектов производственной и социально-быто вой инфраструктуры, рациональному развитию городских поселений во многих случаях не реализуются просто вследствие разновременности действий организаций, осваиваю щих данную территорию. В результате перерасходуются капитальные вложения и ра бочая сила на создание и эксплуатацию инженерных сетей, транспортных коммуника ций и хозяйств, строительных и ремонтных баз, жилья, сферы обслуживания населе ния. Сооружается много дублирующих объектов, как правило, маломощных, технически несовершенных. Вместо единого города с высоким уровнем благоустройства и максиму мом удобств для населения возводятся изолированные поселки. Для устранения этих недостатков, наряду с упорядочением процессов освоения но вых территорий и централизацией управления капитальным строительством, следовало бы шире использовать хозрасчетные рычаги управления производством. Почему бы, например, вводя плату за пользование природными ресурсами, не диф ференцировать ее ставки так, чтобы поощрялось потребление в экономически оправдан ных по объему размерах обильных и разнообразных по составу отходов основного про изводства? Это, несомненно, побудило бы проектантов и конструкторов к разработке прогрессивных технологических схем и видов оборудования, обеспечивающих высокую степень отбора различных ценных компонентов, содержащихся в сырье, их разделение, транспортировку и переработку. Без создания такого экономического механизма практически трудно рассчитывать на развитие в составе территориально-производственных комплексов Сибири всех звеньев технологической цепи, которые необходимы для наиболее эффективного ис пользования исходного сырья. При несогласованности действий различных отраслей, осваивающих сырьевые ис точники данной территории, и отсутствии мощных стимулов к экономии живого труда почти невозможно преодолеть тенденцию к обрастанию основных производств различ ными объектами производственно-технического обслуживания. Так, некоторыми про ектами освоения нефтегазовых и лесных ресурсов Западно-Сибирской равнины пре дусматривается явная гипертрофия занятости в объектах вспомогательного хозяйства: ремонте и изготовлении запасных частей, производстве строительных материалов и конструкций, в материально-техническом снабжении и т. д. На одного работника, за нятого добычей и первичной переработкой нефти и газа, согласно таким проектам, будет приходиться до 5—6, а то и больше работников обслуживающих объектов. Для предотвращения связанных с этим потерь необходимы целенаправленные, взаимоувязанные меры экономической и плановой политики. В северных районах це лесообразно, в частности, шире использовать материальные стимулы совмещения про фессий, особенно в условиях малых производств, где значительная часть персонала за гружена, как правило, не полностью. Существующие системы оплаты труда, жесткое следование штатному расписанию при формировании рабочих коллективов противоре чат хозяйственной целесообразности. Следует также более широко привлекать на стро ительные работы сезонную рабочую силу, что позволит ограничить размеры вербовки малоквалифицированного постоянного персонала. Крупный резерв экономии живого труда — освобождение , северных районов от многих хозяйственных функций по обслуживанию основного производства. Главным условием вытеснения убыточной местной непрофилирующей продукции завозными из-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2