Сибирские огни, 1973, №9
гигерон», т. е. тип человека, выражающего темные, враждебные революции силы, раскрыть таящиеся в них опасности. Он спорит с теми, кто упрекал автора «Пови тели» в педалировании болезненных, пато логических начал. Для Ю. Мосткова «пато логия поведения» героя «Повители» Григо рия Бородина «определяется социальными мотивами», она — закономерное, логиче ское следствие характера «антигероя» — ин дивидуалиста и стяжателя. Производя по истине «клиническое исследование» его ду ши, писатель дает точный диагноз опасной для общества болезни. Сила романов А. Иванова для критика — в социальном оптимизме, освещающем даже самые страш ные страницы, в твердой вере, что тени не избежно исчезнут. Критику доступен глубинный подтекст слова. Название романа «Повитель» он расшифровывает в двух планах: Бородин опутан «повителью частного собственниче ства — коварным сорняком, высасывающим соки из любого растения, вокруг которого он обовьется». Но и сам Бородин, «всяче ские бородины,— та же повитель, и дело заботливого хозяина уничтожить это страш ное растение с грязноватым стеблем и мел кими листочками». В трактовке критика на полняется глубоким смыслом образ старой осокори в романе «Тени исчезают в пол день», символизирующий родину, ее не броскую красоту и несокрушимую силу. Из трех статей сборника менее удалась, на наш взгляд, та, что посвящена роману Константина Седых «Даурия». Она написа на более полутора десятка лет назад, ког да автор только входил в критику. И в этой статье есть свои удачи, свои «наход ки». Зорко замечены композиционные прин ципы романа. И сказано о них образно: «Каждый основной герой... подобно плане те, имеет своих «спутников». Сопоставле ние «Даурии» с «Тихим Доном», несмотря на в и д и м у ю оазномасштабность двух ро манов, позволяет не только услышать их «перекличку», но и понять различия в ре шении судеб центральных героев. Но в ста тье еше видна иногда 1профессиональная незрелость критика. Досадны критические штампы: «эпизод вырастает до большого обобщения», «осязаемая вещность подни мается до большого и убедительного обоб щения» Местами анализ проблематики ро мана затушевывается рецензионным пере виранием действующих лиц, одного за дру гим, так, что исчезает ощущение художест венного целого Заметим, кстати, что и в других статьях нет-нет, а встречаются рецензионные об щие места. «В произведении молодого про заика есть и просчеты» — сказано об «Ал- киных песнях» Анатолия Иванова. Но по чему бы не сказать о существе просчетов? Уместно ли в- таком случае ограничивать ся сакраментальной фразой: «...но они (не достатки.— Еф. Б.) отступают на второй план перед бесспорными достоинствами...» Наверное, и «второй план», куда застенчи во «отступают» недостатки, стоит разгово ра. Иногда хочется большего внимания кри тика к стилю своего письма. «Но здесь пи сатель поднимает вопрос поглубже...» — замечает он в статье об А. Иванове, Но ес ли поглубже, то уж не поднимает, а опус кает, что ли? В другом месте: « ... портрет достоверен, в нем нет ничего от рисунка дегтем». Но с каких пор дегтярные изобра жения стали точкой отсчета в оценке ху дожественной достоверности? «Вторая встреча» Ю. Мосткова вносит за метную лепту в создаваемую литературове дами Сибири историю литературы края. Она углубляет понимание романов Анато лия Иванова, что-то прибавляет к литера турному портрету Константина Седых и чуть ли не впервые открывает Вивиана Ити- на. Глубокая сосредоточенность на темах литературы Сибири, заметная во «Второй встрече», позволяет ждать новых встреч с ее автором, сулит новые открытия в ис тории литературы края и новые прочтения книг современных писателей. Еф. БЕЛЕНЬКИЙ. Русская литература 1870—1890-х годов. Сборник статей. Свердловск, 1972. Новый, пятый, сборник Уральского уни верситета объединяет статьи свердловских, томских, ленинградских литературоведов. Их усилия сосредоточились на освещении сложного и недостаточно изученного эта па отечественной литературы, который до сих пор остается дискуссионным. 70—90-е годы XIX в, особенно сложны, поскольку они знаменуют историческое перепутье в развитии русского критического реализма. Обновляясь, но отнюдь не «умирая», как это иногда утверждалось, критический реа лизм в это время демонстрирует новые воз можности, открывающие социальные и ху дожественные горизонты будущего. Этот момент нашел принципиальное освещение в сборнике. Статья И. А. Дергачева «Жанр легенды в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка и пу ти развития русской литературы» составля ет проблемный центр сборника, хотя она и посвящена как будто частному вопросу. Исследователь чутко уловил очень важную жанрово-поэтическую особенность произве дений не только Мамина-Сибиряка. но и многих русских писателей — Л. Толстого, Н. Лескова, В, Короленко и др. Вооруженнный отличным знанием мате риала, основываясь на солидной источни коведческой базе, ученый показал, что ле генды в творчестве знаменитого уральца не «фотографии» устных народных про изведений, а самобытные поэтические соз дания самого Мамина-Сибиряка. Поэтому весь этот материал уходит из сферы фольклорно-этнографической и включается в проблему метода. Приведя многие лите ратурные параллели и аналогии, И. Дерга- чев приходит на основе анализа сочинений Мамина-Сибиряка и других писателей к за ключению, что легенды, притчи, сказки оп ределенным образом воплощали идеалы ху дожников,— но идеалы не субъективно-ро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2