Сибирские огни, 1973, №9
ки аларских, тункинских и унгинских бу рят. Как жаль, что такой ценный материал, содержащийся в альбоме орнамента, не классифицирован; тем самым снижается его научная ценность. А ведь каким под спорьем он мог бы стать для историков, монголоведов, этнографов, искусствоведов, художников, для всех тех, кто интересуется ярким и самобытным декоративным твор чеством талантливого бурятского народа! Отмеченные недостатки трех рецензируе мых альбомов не являются принципиальны ми, их легко можно устранить в следую щих переизданиях. Важен сам факт публи кации материалов по народному искусству бурят, как свидетельство заметного интере са исследователей к этому предмету. Эти альбомы явились хорошим подарком бурят ских исследователей к полувековому юби лею СССР и к 50-летию Советской Буря тии. Хочется надеяться, что скоро появятся новые интересные публикации, посвящен ные древнему и вечно молодому искусству бурятского народа, получившему свое под линное развитие и переживающему свой не бывалый расцвет в созвездии братских культур многонациональной Советской Ро дины. Н. КОЧЕШКОВ. Ю. Мостков. Вторая встреча. Неаоси- бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1972. Встречи читателя с первой книгой лите ратурного критика Ю. Мосткова произошла несколько лет назад, когда в серии «Лите ратурные портреты» вышел его очерк об Анатолии Иванове. Сборник «Вторая встре ча» содержит, помимо упомянутой моно графии, две другие статьи о писателях-си- биряках — Вивиане Итине и Константине Седых. Статьи представляют читателю писате лей трех литературных поколений. В каж дой из них по-разному проявляется инди видуально''гь автора. Ему приходится вы ступать и в роли историка литературы, и в роли критика. Обе роли ему по плечу. Серьезная заинтересованность литератур ной жизнью края, его прошлым и совре менностью. присуща всей книге. Особенно ценен очерк об Итине — «Один из первых огнелюбов». Об авторе извест ной фантастической повести «Страна Гон- гури». вызвавшей интерес Горького, его современники отзываются с большим ува жением. Леонид Мартынов считает Итина «большим художником слова», Афанасий Коптелов посвятил ему воспоминания, где называет Итина «одним из кузнецов, «ко вавших» душу человека», Ефим Пермитин видел в нем «человека большой культу ры»... Но никто еще не собрал и не попы тался продумать все написанное и сделан ное В Итиным — одним из зачинателей со ветской литературы Сибири, активным дея телем ее культуры, в течение ряда лет глав ным редактором «Сибирских огней». Ю. Мо стков первым взялся за эту работу. Его очерк, опирающийся на тщательно собран ный и впервые осмысленный материал, соз дает образ писателя и человека разносто ронних интересов — своеобразного прозаи ка, оригинального поэта, оперативного очеркиста, видного литературного критика, страстного партийного публициста, энергич ного организатора литературного движе ния Сибири. Критик внимательно и объективно рас смотрел довольно пестрое и во многом неравноценное литературное наследие свое го земляка. Не все, по его мнению, выдер жало испытание временем. Исследователь не закрывает глаза на слабости и противо речия, недостатки и просчеты. Он замеча ет «отпечаток литературных реминисцен ций» на дооктябрьских стихах Итина, их зависимость от мистической философии и поэтики символизма. Но обстоятельный разговор об Итине за теян не ради выявления слабостей. Прежде всего выделяются удачи, с энтузиазмом го ворится о новом, что внес в художествен ный мир сибирский литератор, выявляется то, что дает право произведениям первых дооктябрьских лет на внимание читателя нашего времени. Прослеживается плодо творный путь от романтики, еще во мно гом книжной, к подлинной романтике и ге роике революции. Анализируя фантастику «Страны Гонгури», критик полемизирует с теми, кто не заметил ее новаторства. Для него Итин один из первопроходцев в жанре художественной фантастики совет ской литературы, пронизанной «ощущением планетарности революции... уверенностью в грандиозности перемен, которые револю ция песет человеку». Привлекает полемический элемент в кни ге. В статье об Итине приходится уточ нять, корректировать высказывания полу вековой давности. Мостков не становится в позу мэтра по отношению к собратьям по перу начала 20-х годов. Но он не остав ляет без внимания ошибочные положения и неточности своих предшественников. Кри тику, «ничтоже сумняшеся», обвинившему автора «Страны Гонгури» чуть ли не в про поведи колониальных захватов на новых планетах, он спокойно объясняет, что сло во «колония» в контексте повести означа ет вовсе не завоеванную территорию, а по селение землян Для выяснения истины ока залось достаточным напомнить о полисе мии слова. В других случаях неточному прочтению книги критик противопоставляет свой объективный разбор. Его выводы не редко выходят за рамки конкретного слу чая. «Конечно, «писать утопии вообще дело трудное и рискованное» — цитирует он оппонента,— но в литературе, или еще шире — в искусстве, — нет и не может быть «дел нетрудных и нерискованных» в любом жанре». Об Анатолии Иванове в критике сказано немало. Его романы «Повитель» и «Тени исчезают в полдень» принесли сибирскому писателю широкую известность и вызвали многочисленные отклики. Ю. Мостков на писал свой литературный портрет писателя. Главное в книгах А. Иванова критик ви дит в стремлении понять и развенчать «ан-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2