Сибирские огни, 1973, №9

все необходимые предметы скотоводов и охотников — снаряжение коня, колчаны и налучники, огнива и трубки, подвески для украшения одежды, ювелирные изделия. Автор вступительной статьи знакомит чи­ тателя с техническими приемами художест­ венной обработки металла и показывает ос­ новные черты своеобразного стиля, прису­ щего этому виду искусства. В научном ка­ талоге читатель найдет все необходимые сведения о публикуемых произведениях бу­ рятского художественного металла: назва­ ние того или иного предмета, место и время изготовления, материал и техника, размер изделия и его музейный инвентарный номер. К сожалению, этот прекрасный альбом не лишен некоторых недостатков. Матери­ ал, содержащийся в нем, не систематизиро­ ван по видам, ювелирные изделия и быто­ вые предметы не разграничены, не всегда даются бурятские термины, мало сказано об орнаментации изделий из металла, не по­ казаны сущность художественного стиля и черты отличия творчества прибайкальских и восточнобурятских мастеров. Следова­ ло, на наш взгляд, во вступительной статье дать хотя бы краткую оценку творчества таких выдающихся мастеров по металлу, как Цэдэн Нимаев, Цэрэтэр Намжилон, Дэмбрал Бадмаев, Пурбэ Намсараев, Гал- сан 'Губчинов, Дулгар Логинова, творчество которых составляет классику современного народного декоративно-прикладного ис­ кусства. Много достоинств имеет другой альбом — «Бурятская деревянная скульптура» (со­ ставители И. И. Соктоева и К. М. Герасимо­ ва, отв. ред. В. Ц. Найдаков). Вступитель­ ный текст, написанный предельно лаконич­ но и сжато, охватывает, тем не менее, все области бурятской деревянной скульптуры, всё основные периоды ее развития. Авторы текста рассматривают творчество замеча­ тельных народных резчиков советского вре­ мени, таких, как Шойсорон Жамбалов, Ва­ йр Норбоев, Содном Бодиев, Шоен Дашиев. Из научного каталога, составленного в фор­ ме аннотированного перечня иллюстраций, читатель почерпнет все необходимые сведе­ ния о произведениях бурятской резьбы по дереву и их создателях. Жаль только, что в нем не указаны время изготовления того или иного произведения и отсутствуют ин­ вентарные номера музейных коллекций. Не­ приятное впечатление производят и 6 цветных иллюстраций, исполненные небреж­ но, на низком полиграфическом уровне. Остальные 64 иллюстрации дают наглядное представление о высоком мастерстве бу­ рятских резчиков. Рассмотренные выше два альбома соз­ даны под руководством Бурятского инсти­ тута общественных наук и по его инициа­ тиве. Работа по публикации памятников культуры и искусства — дело очень ценное и нужное. Хочется пожелать, чтобы эта бла­ городная работа была продолжена, чтобы в самое ближайшее время были опубликова­ ны шедевры бурятской росписи по дереву и лучшие произведения швей, вышиваль­ щиц, мастеров аппликации и тиснения. На­ зрела необходимость и в публикации боль­ шого красочного альбома «Бурятский на­ циональный костюм» (аналогичный альбом уже издан нашими монгольскими друзьями, а также монголоязычными калмыками). Крупным событием в культурной жизни Бурятской АССР явилась недавняя публи­ кация большого альбома «Бурятский на­ родный орнамент» (составитель Ф. И. Бал- даев, авторы вступительной статьи Р. Д. Бадмаева и К. Б. Шулунова, худо­ жественный редактор И. И. Стариков, ре­ дактор А. Я. Нагорнова). Любители на­ родного искусства и специалисты получили замечательный подарок — 60 листов круп­ ного формата, среди которых преобладают многокрасочные таблицы орнамента. Мно­ голетняя работа энтузиастов по сбору и изучению сокровищ бурятской орнаменти­ ки наконец-то увидела свет. В этот альбом вошли образцы орнамента бурят, собран­ ные и зарисованные в разные годы Б. Бу­ даевым, Р. Мэрдыгеевым, Г. Павловым, Ф. Балдаевым. Все они неоднократно выез­ жали в районы республики, Иркутской и Читинской областей, где срисовывали узо­ ры с предметов бурятского быта. Рисунки этих художников в настоящее время рассре­ доточены по различным хранилищам и частным коллекциям. И большая заслуга заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР Ф. И. БалдЗева состоит в том, что он сумел отобрать наиболее характерные образцы народного орнамента бурят и до­ биться их публикации. Альбом орнамента в целом оставляет хо­ рошее впечатление — он содержит и очень хорошую вступительную статью, и удачную подборку орнаментальных мотивов, многие из которых любовно воспроизведены в цве­ те. И все же хочется упрекнуть и состави­ теля альбома, и издателей в некоторых просчетах, легко исправимых в случае пе­ реиздания. Так, , например, орнаменты в альбоме помещены в хаотическом беспо­ рядке, листы даже не пронумерованы, клас­ сификация орнамента по его мотивам и по видам искусства, а также по материалам (металл, дерево, мягкие материалы) пол­ ностью отсутствует. Отсутствует также указание, кем, когда, где был зарисован тот или иной узор, как называли сами буряты те или иные узоры. Некоторые таблицы ор­ намента (особенно цветные) исполнены не­ ряшливо и очень бледно. Составителям' это­ го альбома следовало бы показать специ­ фику орнамента забайкальских и западных бурят. Как известно, орнамент забайкаль­ ских бурят во многих деталях имеет сходст­ во с монгольским. Сходство и родственность орнаментики и цветовой символики забай­ кальских бурят и монголов явились след­ ствием многовековых, непрекращавшихся культурных и иных связей между ними. Иной характер носила орнаментика запад­ ных бурят. Ее составляли узоры из кругов, ромбов, квадратов, прямых и звездчатых фигур. Наиболее распространенными узора­ ми на чулках ольхонских бурят были, на­ пример, зубчато-волнистые линии различ­ ной толщины. Клетчатое переплетение и квадраты были характерны для орнаменти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2