Сибирские огни, 1973, №9
все необходимые предметы скотоводов и охотников — снаряжение коня, колчаны и налучники, огнива и трубки, подвески для украшения одежды, ювелирные изделия. Автор вступительной статьи знакомит чи тателя с техническими приемами художест венной обработки металла и показывает ос новные черты своеобразного стиля, прису щего этому виду искусства. В научном ка талоге читатель найдет все необходимые сведения о публикуемых произведениях бу рятского художественного металла: назва ние того или иного предмета, место и время изготовления, материал и техника, размер изделия и его музейный инвентарный номер. К сожалению, этот прекрасный альбом не лишен некоторых недостатков. Матери ал, содержащийся в нем, не систематизиро ван по видам, ювелирные изделия и быто вые предметы не разграничены, не всегда даются бурятские термины, мало сказано об орнаментации изделий из металла, не по казаны сущность художественного стиля и черты отличия творчества прибайкальских и восточнобурятских мастеров. Следова ло, на наш взгляд, во вступительной статье дать хотя бы краткую оценку творчества таких выдающихся мастеров по металлу, как Цэдэн Нимаев, Цэрэтэр Намжилон, Дэмбрал Бадмаев, Пурбэ Намсараев, Гал- сан 'Губчинов, Дулгар Логинова, творчество которых составляет классику современного народного декоративно-прикладного ис кусства. Много достоинств имеет другой альбом — «Бурятская деревянная скульптура» (со ставители И. И. Соктоева и К. М. Герасимо ва, отв. ред. В. Ц. Найдаков). Вступитель ный текст, написанный предельно лаконич но и сжато, охватывает, тем не менее, все области бурятской деревянной скульптуры, всё основные периоды ее развития. Авторы текста рассматривают творчество замеча тельных народных резчиков советского вре мени, таких, как Шойсорон Жамбалов, Ва йр Норбоев, Содном Бодиев, Шоен Дашиев. Из научного каталога, составленного в фор ме аннотированного перечня иллюстраций, читатель почерпнет все необходимые сведе ния о произведениях бурятской резьбы по дереву и их создателях. Жаль только, что в нем не указаны время изготовления того или иного произведения и отсутствуют ин вентарные номера музейных коллекций. Не приятное впечатление производят и 6 цветных иллюстраций, исполненные небреж но, на низком полиграфическом уровне. Остальные 64 иллюстрации дают наглядное представление о высоком мастерстве бу рятских резчиков. Рассмотренные выше два альбома соз даны под руководством Бурятского инсти тута общественных наук и по его инициа тиве. Работа по публикации памятников культуры и искусства — дело очень ценное и нужное. Хочется пожелать, чтобы эта бла городная работа была продолжена, чтобы в самое ближайшее время были опубликова ны шедевры бурятской росписи по дереву и лучшие произведения швей, вышиваль щиц, мастеров аппликации и тиснения. На зрела необходимость и в публикации боль шого красочного альбома «Бурятский на циональный костюм» (аналогичный альбом уже издан нашими монгольскими друзьями, а также монголоязычными калмыками). Крупным событием в культурной жизни Бурятской АССР явилась недавняя публи кация большого альбома «Бурятский на родный орнамент» (составитель Ф. И. Бал- даев, авторы вступительной статьи Р. Д. Бадмаева и К. Б. Шулунова, худо жественный редактор И. И. Стариков, ре дактор А. Я. Нагорнова). Любители на родного искусства и специалисты получили замечательный подарок — 60 листов круп ного формата, среди которых преобладают многокрасочные таблицы орнамента. Мно голетняя работа энтузиастов по сбору и изучению сокровищ бурятской орнаменти ки наконец-то увидела свет. В этот альбом вошли образцы орнамента бурят, собран ные и зарисованные в разные годы Б. Бу даевым, Р. Мэрдыгеевым, Г. Павловым, Ф. Балдаевым. Все они неоднократно выез жали в районы республики, Иркутской и Читинской областей, где срисовывали узо ры с предметов бурятского быта. Рисунки этих художников в настоящее время рассре доточены по различным хранилищам и частным коллекциям. И большая заслуга заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР Ф. И. БалдЗева состоит в том, что он сумел отобрать наиболее характерные образцы народного орнамента бурят и до биться их публикации. Альбом орнамента в целом оставляет хо рошее впечатление — он содержит и очень хорошую вступительную статью, и удачную подборку орнаментальных мотивов, многие из которых любовно воспроизведены в цве те. И все же хочется упрекнуть и состави теля альбома, и издателей в некоторых просчетах, легко исправимых в случае пе реиздания. Так, , например, орнаменты в альбоме помещены в хаотическом беспо рядке, листы даже не пронумерованы, клас сификация орнамента по его мотивам и по видам искусства, а также по материалам (металл, дерево, мягкие материалы) пол ностью отсутствует. Отсутствует также указание, кем, когда, где был зарисован тот или иной узор, как называли сами буряты те или иные узоры. Некоторые таблицы ор намента (особенно цветные) исполнены не ряшливо и очень бледно. Составителям' это го альбома следовало бы показать специ фику орнамента забайкальских и западных бурят. Как известно, орнамент забайкаль ских бурят во многих деталях имеет сходст во с монгольским. Сходство и родственность орнаментики и цветовой символики забай кальских бурят и монголов явились след ствием многовековых, непрекращавшихся культурных и иных связей между ними. Иной характер носила орнаментика запад ных бурят. Ее составляли узоры из кругов, ромбов, квадратов, прямых и звездчатых фигур. Наиболее распространенными узора ми на чулках ольхонских бурят были, на пример, зубчато-волнистые линии различ ной толщины. Клетчатое переплетение и квадраты были характерны для орнаменти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2