Сибирские огни, 1973, №9

ло углубить внутреннюю реформу школы, создать новую методику обучения, двинуть вперед педагогическую мысль. По внутрен­ ней взаимосвязи с развитием общеобразова­ тельной школы показана молодая высшая школа и наука Сибири, идейно целенаправ­ ленная, методически многообразная ра­ бота партии по привлечению к творческому сотрудничеству с Советской властью про­ фессоров сибирских вузов, по созданию кадров социалистической интеллигенции. Книга В. Л. Соскина вызвала большой ин­ терес читателей, ученых-исследователей, учителей, пропагандистов, студентов. Пуб­ лицистичность изложения, тщательный и глубокий научный анализ источников при­ дают книге особую притягательность. Об этом, в частности, свидетельствует и тот факт, что уже через 2—3 месяца она исчез­ ла с прилавков книжных магазинов. Е. СОЛОВЬЕВА Бурятский художественный металл. Улан- Удэ, Бурят, кн. изд., 1971. Бурятская деревянная скульптура. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд., 1971. Бурятский народный орнамент. Альбом. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд,, 1972. Народное декоративно-прикладное ис­ кусство бурят является важной областью их духовной культуры. Оно отличается вер­ ностью жизни, необычайным оптимизмом и удивительной свежестью, гармоничным сочетанием старого с новым, неповто­ римым своеобразием орнаментальных моти­ вов, артистизмом исполнения. Родившись в условиях кочевого и оседлого быта ското­ водов и земледельцев, оно целиком было связано с ним, обслуживая его на всех эта­ пах истории и отражая понятие бурят о прекрасном, их эстетические запросы и вку­ сы. ьо все времена жизнь и быт бурятского народа были насыщены элементами худо­ жественного творчества. Даже самые про­ стые предметы быта —• трубки и огнива, стремена и седла, одежда и обувь, посуда и мебель — сплошь и рядом являлись про­ изведениями высокого искусства, представ­ ляя собою талантливый синтез полезного и эстетического. История этого искусства еще не написа­ на и ждет своих исследователей. До рево­ люции оно вообще не было предметом изу­ чения. Только в советскую эпоху было по­ ложено начало бурятскому искусствозна­ нию. В двадцатых-тридцатых годах изучение народного декоративно-прикладного ис­ кусства бурят выразилось преимущественно в сборе и коллекционировании националь­ ного орнамента и произведений художест­ венного ремесла. Добрым словом необходи­ мо упомянуть бурятских художников Ц. С. Сампилова, Р. С. Мэрдыгеева, Г. Е. Павло­ ва, Ф. И. Балдаева и других, собравших большое количество образцов орнамента и народного искусства бурят, бытовавших в Забайкалье, Аларк, на острове Ольхон. Уникальные художественные коллекции соб­ рали также сотрудники Краеведческого му­ зея имени М. Н. Хангалова, Художествен­ ного музея имени Ц. С. Сампилова, Ир­ кутского и Читинского областных музеев, Государственного музея этнографии наро­ дов СССР в Ленинграде, других храни­ лищ страны. Первые исследования были посвящены главным образом народному орнаменту бу­ рят. У истоков бурятского искусствознания стояли Б. Э. Петри, А. Н. Турунов, П. П. Хороших, в работах которых был широко использован полевой материал и ставились задачи выяснения особенностей бурятского орнамента для каждого крупного района Южной Сибири, населенного бурятами. Мно­ гое сделал для решения сложных проблем народного искусства и орнамента бурят из­ вестный советский этнограф С. В. Иванов, впервые давший четкую его классификацию и определивший его место в художествен­ ной культуре других народов Сибири. Но, к сожалению, до начала семидесятых годов народному искусству бурят не было посвящено ни одной монографии, ни одного альбома. Первая книга о бурятском народном ис­ кусстве, написанная талантливым исследо­ вателем А. В. Тумахани и изданная в 1970 году1, сыграла свою положительную роль в дальнейшей разработке различных проблем, связанных с бурятской художест­ венной культурой. В этой своей работе А. В. Тумахани дал описание основных ви­ дов народного искусства бурят — деко­ ративной отделки изделий из мягких мате­ риалов, резьбы и росписи по дереву, худо­ жественной обработки металла. Он сумел в сжатой и лаконичной форме раскрыть худо­ жественный стиль различных видов народ­ ного искусства и показать его высокую эстетическую ценность. Однако два десятка иллюстраций плохого качества, помещенные в этой книге, и некоторая конспективность текста не дали читателю полного и пра­ вильного представления о народном ис­ кусстве бурят. И вот Бурятское книжное издательство осуществило в 1971-72 годах публикацию лучших произведений бурятского народного декоративного искусства в виде аннотиро­ ванных альбомов с кратким вступительным текстом, написанным высококвалифициро­ ванными специалистами. Альбом «Бурятский художественный ме­ талл» (составители И. И. Соктоева и Р. Д. Бадмаева, отв. ред. В. Ц. Найдаков) пред­ ставляет собою издание, содержащее ПО иллюстраций, вступительную статью, написанную Й. Й. Соктоевой, и научный каталог, составленный К. Б. Шулуновой. Во вступительной статье справедливо подчеркивается, что художественный ме­ талл — наиболее развитый вид бурятского декоративного искусства. Из поколения в поколение передавался и совершенствовал­ ся опыт обработки черных и цветных ме­ таллов. Из металла буряты изготовляли 1 А. В. Тумахани. Б урятское народное искусство. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд.. 1970.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2