Сибирские огни, 1973, №9
ло углубить внутреннюю реформу школы, создать новую методику обучения, двинуть вперед педагогическую мысль. По внутрен ней взаимосвязи с развитием общеобразова тельной школы показана молодая высшая школа и наука Сибири, идейно целенаправ ленная, методически многообразная ра бота партии по привлечению к творческому сотрудничеству с Советской властью про фессоров сибирских вузов, по созданию кадров социалистической интеллигенции. Книга В. Л. Соскина вызвала большой ин терес читателей, ученых-исследователей, учителей, пропагандистов, студентов. Пуб лицистичность изложения, тщательный и глубокий научный анализ источников при дают книге особую притягательность. Об этом, в частности, свидетельствует и тот факт, что уже через 2—3 месяца она исчез ла с прилавков книжных магазинов. Е. СОЛОВЬЕВА Бурятский художественный металл. Улан- Удэ, Бурят, кн. изд., 1971. Бурятская деревянная скульптура. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд., 1971. Бурятский народный орнамент. Альбом. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд,, 1972. Народное декоративно-прикладное ис кусство бурят является важной областью их духовной культуры. Оно отличается вер ностью жизни, необычайным оптимизмом и удивительной свежестью, гармоничным сочетанием старого с новым, неповто римым своеобразием орнаментальных моти вов, артистизмом исполнения. Родившись в условиях кочевого и оседлого быта ското водов и земледельцев, оно целиком было связано с ним, обслуживая его на всех эта пах истории и отражая понятие бурят о прекрасном, их эстетические запросы и вку сы. ьо все времена жизнь и быт бурятского народа были насыщены элементами худо жественного творчества. Даже самые про стые предметы быта —• трубки и огнива, стремена и седла, одежда и обувь, посуда и мебель — сплошь и рядом являлись про изведениями высокого искусства, представ ляя собою талантливый синтез полезного и эстетического. История этого искусства еще не написа на и ждет своих исследователей. До рево люции оно вообще не было предметом изу чения. Только в советскую эпоху было по ложено начало бурятскому искусствозна нию. В двадцатых-тридцатых годах изучение народного декоративно-прикладного ис кусства бурят выразилось преимущественно в сборе и коллекционировании националь ного орнамента и произведений художест венного ремесла. Добрым словом необходи мо упомянуть бурятских художников Ц. С. Сампилова, Р. С. Мэрдыгеева, Г. Е. Павло ва, Ф. И. Балдаева и других, собравших большое количество образцов орнамента и народного искусства бурят, бытовавших в Забайкалье, Аларк, на острове Ольхон. Уникальные художественные коллекции соб рали также сотрудники Краеведческого му зея имени М. Н. Хангалова, Художествен ного музея имени Ц. С. Сампилова, Ир кутского и Читинского областных музеев, Государственного музея этнографии наро дов СССР в Ленинграде, других храни лищ страны. Первые исследования были посвящены главным образом народному орнаменту бу рят. У истоков бурятского искусствознания стояли Б. Э. Петри, А. Н. Турунов, П. П. Хороших, в работах которых был широко использован полевой материал и ставились задачи выяснения особенностей бурятского орнамента для каждого крупного района Южной Сибири, населенного бурятами. Мно гое сделал для решения сложных проблем народного искусства и орнамента бурят из вестный советский этнограф С. В. Иванов, впервые давший четкую его классификацию и определивший его место в художествен ной культуре других народов Сибири. Но, к сожалению, до начала семидесятых годов народному искусству бурят не было посвящено ни одной монографии, ни одного альбома. Первая книга о бурятском народном ис кусстве, написанная талантливым исследо вателем А. В. Тумахани и изданная в 1970 году1, сыграла свою положительную роль в дальнейшей разработке различных проблем, связанных с бурятской художест венной культурой. В этой своей работе А. В. Тумахани дал описание основных ви дов народного искусства бурят — деко ративной отделки изделий из мягких мате риалов, резьбы и росписи по дереву, худо жественной обработки металла. Он сумел в сжатой и лаконичной форме раскрыть худо жественный стиль различных видов народ ного искусства и показать его высокую эстетическую ценность. Однако два десятка иллюстраций плохого качества, помещенные в этой книге, и некоторая конспективность текста не дали читателю полного и пра вильного представления о народном ис кусстве бурят. И вот Бурятское книжное издательство осуществило в 1971-72 годах публикацию лучших произведений бурятского народного декоративного искусства в виде аннотиро ванных альбомов с кратким вступительным текстом, написанным высококвалифициро ванными специалистами. Альбом «Бурятский художественный ме талл» (составители И. И. Соктоева и Р. Д. Бадмаева, отв. ред. В. Ц. Найдаков) пред ставляет собою издание, содержащее ПО иллюстраций, вступительную статью, написанную Й. Й. Соктоевой, и научный каталог, составленный К. Б. Шулуновой. Во вступительной статье справедливо подчеркивается, что художественный ме талл — наиболее развитый вид бурятского декоративного искусства. Из поколения в поколение передавался и совершенствовал ся опыт обработки черных и цветных ме таллов. Из металла буряты изготовляли 1 А. В. Тумахани. Б урятское народное искусство. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд.. 1970.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2