Сибирские огни, 1973, №9

не только в экономике, но и в области идеологии. Рост капиталистических отноше­ ний, преобладание мелкобуржуазной сти­ хии в крестьянской стране вызвали оживле- | ние буржуазной идеологии. Ее активные носители, разбитые в открытых боях граж- ! данской войны, свергнутые эксплуататор­ ские классы, нэпманы, кулацкие слои дерев­ ни, часть буржуазной интеллигенции усили­ ли враждебные социализму попытки обра­ ботать в своих интересах общественное соз­ нание, развратить его идеалистической фи­ лософией, «сменовеховскими» призывами к полной свободе частной инициативы и част­ ного предпринимательства, к отступлению до конца. Своеобразным проявлением «сме­ новеховства» были «живоцерковники», пы­ тавшиеся внешне «революционной» фразео­ логией приспособить церковь к новым усло­ виям, задержать внедрение марксистской идеологии в умы трудящихся, сохранить их под влиянием религии и церкви. Автор справедливо указывает, ч-то основные идео­ логические сражения разразились в Моск­ ве и Петрограде, но и Сибирь буржуаз­ ным идеологам представлялась также весь­ ма «перспективным» полем идеологической борьбы. Расчет строился на том, что здесь ошушалась узость пролетарской базы, не­ многочисленность и молодость партийной организации, острый недостаток опытных идеологических работников, наличие эсеров­ ских кадров в кооперации и специальной организации «Крестьянский союз», идеоло­ гическое наследие колчаковщины и иност­ ранной интервенции. В вузовских центрах Сибири — Томске, Омске, Иркутске — окопалось немало «ученых» белогвардейце*, устремившихся в сферу культуры после разгрома на политическом фронте. Такое проникновение отмечалось острой нехваткой культурных кадров и кое-где на местах не­ дооценкой идеологической контрреволюции. Однако контрреволюции не удалось в значи­ тельных масштабах развернуть идейную борьбу в Сибири, начать свою издатель­ скую деятельность. На большом конкретном материале В. Л. Соскин показывает, что трудящиеся массы Сибири, испытавшие на себе весь ужас гражданской войны и иностранной интер­ венции, буквально выстрадавшие Совет­ скую власть, имели «иммунитет» против буржуазной идеологии, который закреплял­ ся возрождением хозяйства на рельсах нэ­ па, укреплением экономического союза ра­ бочего класса с трудящимся крестьянством. Огромное значение для противодействия буржуазной идеологии имело широкое иде­ ологическое наступление на культурном фронте, развитие коммунистической агита­ ции, углубление идеологических дискуссий, удовлетворение культурных потребностей широких трудящихся масс. Политика пар­ тии в мирных условиях требовала перенесе- вия центра тяжести на воспитательную ра­ боту, но в условиях острой классовой борь­ бы. характерной для первых лет нэпа в Си- : бири, неизжитой иностранной интервенции : на Дальнем Востоке высшими органами в | Сибири оставались Сиббюро ПК РКП (б) ! и Сибревком — по существу, органы чрез­ вычайные, последовательно проводившие линию на ограничение и запрещение дея­ тельности антисоветских организаций вплоть до репрессий. Найдя правильное соотноше­ ние административных мер с энергичны­ ми мирными средствами борьбы в сфере экономики и культуры, диктатура пролета­ риата в лице ее чрезвычайных органов про­ тивопоставила буржуазной идеологической волне в Сибири сильную волну коммунисти­ ческого идеологического наступления. Это, в конечном счете, и обеспечило рост влия­ ния социалистической идеологии в культур­ ной жизни. Значительное место в монографии уде­ лено агитационно-пропагандистской и по­ литико-просветительной работе партии в Сибири. Политпросветы — ячейки отделов народного образования, являвшиеся по су­ ществу своей работы как бы функцио­ нальным продолжением агитпропотделов партийных комитетов, стояли на самой пе­ редовой линии идеологической борьбы, ре­ шали задачу социалистического воспита­ ния масс, лицом к лицу противостояли бур­ жуазной идеологии. Яркие страницы книги посвящены характеристике кадров, решав­ ших в Сибири сложные вопросы политиче­ ского воспитания трудящихся. По крупицам воссоздана на основании документальных источников деятельность руководящих ра­ ботников идеологического фронта Сиб- политпросвета — Е. М. Ярославского, Я. Ди­ мана, Н. Ф. Свадковского, Н. В. Шевелева, многих губернских агитпропотделов и гюлитпросветов (А. П. Марцинсковский, К. А. Попов, Л. А. Папардэ, А. А. Ансон, Б. С. Ольховой). О формах агитационно-массовой, органи­ зационной и культурной работы, приме­ нявшихся в Сибири в 1921-23 гг., В. Сос­ кин рассказывает на основе богатого факти­ ческого материала, ярко, образно, убеди­ тельно, помогая читателю почувствовать дух эпохи, сложность идейной борьбы по политическому воспитанию трудящихся в обстановке первых лет нэпа. Ответственная роль в пропаганде основ марксизма-ленинизма, в борьбе с буржуаз­ ной идеологией принадлежала печати. Страницы монографии воскрешают длитель­ ную и сложную борьбу партии за создание в условиях нэпа партийно-советской печати, воспитание кадров журналистов и квали­ фицированных рабочих-печатников, сближе­ ние печати с жизнью. Большой интерес читателей вызывает за­ ключительная глава монографии, посвящен­ ная народному образованию и науке. Дра­ матизмом борьбы веет от страниц, рассказы­ вающих о развитии общеобразовательной школы в первые годы нэпа. Перевод школы на местный бюджет и самообложение на­ селения, переключение части средств на спа­ сение детей, прибывающих в Сибирь из го­ лодающих районов Поволжья, борьба с беспризорностью, материальные невзгоды, выпавшие на долю учительства, идеологи­ ческое давление на педагогический персо­ нал со стороны враждебных делу социа­ лизма элементов — таковы условия станов­ ления новой школы, при которых предстоя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2