Сибирские огни, 1973, №9

Хабибуллина и Нажиба Жиганова, на ос­ нове богатого народного музыкального творчества создавших новую социалистиче­ скую музыкальную культуру. С волнением говорят авторы о творчест­ ве и жнзни Героя Советского Союза, лау­ реата Ленинской премии Мусы Джалиля, который предстает перед нами не только как талантливый поэт, но и как один из создателей Татарского оперного театра. А разве не любопытно будет узнать чи­ тателю о научном работнике Абраре Ка- рнмуллине? В течение двадцати трех лет он восстанавливал биографию татарских книг и доказал, что татарская книга в ру­ кописном виде существует уже более ты­ сячи лет, а типографским способом стала печататься с 1801 года. К сожалению, в книге очень мало места уделяется жизни строителей КамАЗа. Хотелось бы больше узнать об интернацио­ нальной дружбе представителей молодого поколения более ста национальностей, строящих город сегодняшнего и будущего. АМИР МАХМУДОВ. В. Л. Соснин. Культурная жизнь Сибири в первые годы нэпа. Новосибирск, «Наука», 1971. Историческое сибиреведение, находящееся сейчас на большом подъеме, в значитель­ ной мере обязано своими успехами коорди­ национной и издательской деятельности центра гуманитарных исследован!»! Си­ бирского отделения АН СССР, объеди­ нившего исследователей при подготовке пя­ титомной «Истории Сибири». Прошедшие за последние годы симпозиумы по истории рабочего класса, крестьянства и интелли­ генции Сибири, планы создания много­ томной истории сибирского рабочего клас­ са и крестьянства с особой остротой поста­ вили вопрос об исследовании слабоизучен- ных проблем, к числу которых еще недавно относилась история культурного строитель­ ства. В ходе работы над многотомной «Исто­ рией Сибири» Сибирское отделение изда­ тельства «Наука» выпустило три тома «Ма­ териалов по истории Сибири», специально посвященных советскому культурному стро­ ительству. Некоторые публикации по исто­ рии культуры вошли в другие выпуски этой серии, а также в сборники статей Том­ ского государственного университета. Ис­ следования по истории культуры представ­ ляют не только научный, но и обществен­ но-политический интерес, т. к. относятся к наиболее сложным сторонам социальной революции, существуют в тесной связи с идеологией, являющейся стержнем куль­ турного строительства. Монография докто­ ра исторических наук В. Л. Соскина «Куль­ турная жизнь Сибири в первые годы нэ­ па» — плод многолетней систематической работы историка-коммуниста в области истории культуры Сибири. Она является как бы продолжением предыдущего иссле­ дования автора «Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны» (1965). Исследование культурной жизни Сибири в первые годы нэпа осуществлено на основе разнообразных источников, среди которых главное внимание отведено неопубликован­ ным архивным документам трех основных фондов: Сиббюро ЦК РКП (б), Сибревко- ма, Снбнаробраза. Пытливо исследованы также ведущие партийно-советские газеты шести губерний Сибири и центральная об­ щесибирская газета «Советская Сибирь», а также журналы, статистические сборники и вся историография вопроса. Хронологиче­ ские рамки исследования (вторая половина 1921 — первая половина 1923 г.) определя­ ются главными задачами, которые прихо­ дилось решать Советской власти на куль­ турном фронте в связи с переходом к новой экономической политике. Переход к нэпу, по концепции автора, не только линия по­ литики, а «время «вживания» в нэп, время первоначальной перестройки экономики, общественной жизни, культуры на основе нэпа», что отодвигает грань окончания пе­ риода перехода до начала 1923 г. Территориально процессы культурного строительства исследуются в рамках основ­ ной части Сибири (без Дальнего Востока и национальных областей), что позволяет ав­ тору на основе единства основных черт культурного развития 6 крупнейших губер­ ний выявить некоторые общие закономерно­ сти культурного строительства Сибири. Содержание монографии многопланово, в ней рассматриваются вопросы организа­ ционной перестройки и материального ук­ репления культурного фронта в условиях перехода к новой экономической политике, идейно-политического просвещения, народ­ ного образования и науки. На глубокой те­ оретической основе тактики борьбы партии и Советского правительства на идеологиче­ ском фронте в монографии осуществлен об­ стоятельный конкретно-исторический анализ организационной перестройки культурного фронта, борьбы с материальными трудно­ стями, организации культурного шефства города над деревней. Одной из важнейших черт второй поло­ вины 1921 — первой половины 1923 гг. был финансовый кризис. Возрождение народно­ го хозяйства на основе нэпа, этого основно­ го звена социалистического строительства, потребовало изменить курс в расходовании государственных средств, пойти на жертвы даже в культурной области, сократив долю расходов на народное образование в госу­ дарственном бюджете, перейти на местный бюджет и самообложение. Автор показыва­ ет, что финансовый кризис и вызванное им сокращение культурной сети обострили трудности работы на культурном фронте, но его работники, коммунисты, продолжали вести напряженную, кропотливую работу, важнейшим результатом которой была ста­ билизация сети культурных учреждений, сохранение важнейших из них, усиление идеологического влияния культуры на всех участках борьбы за социализм. Культурная работа в это время проходи­ ла в обстановке острой классовой борьбы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2