Сибирские огни, 1973, №9
Стихи поэта являются как бы ключом к вратам этой доброй, гостеприимной страны. Читая страницу за страницей книгу Ахуно ва и Зарипова, мы знакомимся со своеоб разной, богатой историей народа, разорвав шего цепи насилия и вставшего крепко на ноги после Октябрьской революции. Книга о Татарстане написана людьми, горячо любящими свой родной край. Тариф Ахунов — автор известного романа «Клад» о нефтяниках Татарии, в течение долгих лет он жил и работал в городе нефтяников Альметьевске. А Марселю Зарипову, как специальному корреспонденту газеты «Со ветская Россия», тоже не раз приходилось сталкиваться с людьми разных профессий, бывать в самых отдаленных районах авто номной республики. Каждая страничка книги «Мы из Каза ни, с Волги» состоит из размышлений о Татарстане. Ее без преувеличения можно назвать документальной повестью, посвя щенной жизни одного из народов России. Рассуждения о Татарстане авторы начи нают с мысли о В. И. Ленине. За грандиоз ными преобразованиями, происходившими в республике, они увидели образ вождя революции, первого руководителя советско го государства, который особенно близок татарскому народу: ведь он выходец из Поволжья, его жизнь и творчество тесно связаны с Казанью. Не зная истории народа, нельзя во весь голос и говорить о нем. Видимо, поэтому Тариф Ахунов и Марсель Зарипов сочли нужным рассказать в своей книге и о древ них предках современных татар, о волж ских булгарах, написать о развитом древ нем государстве на Волге. Сейчас в старинных Булгарах, древней столице Булгарского царства, находящего ся на территории Татарии, ведутся тща тельные исследования, изучаются обычаи, традиции, культура булгарского народа, много столетий назад переселившегося на берега Камы и Волги. «Скоро могильной тишине древней сто лицы придет конец — Булгары станут Мек кой любознательных туристов» — пишут авторы. Немало страниц в книге посвящено Каза ни, ибо не писать о столице республи ки — значит не сказать много интересного и о самой Татарии. Все преобразования, происходившие в ней, связаны с Казанью, этим древним культурным и экономическим центром та тарского и русского народов. Жизнь татарского народа, его путь к вер шинам науки нельзя представить без Ка занского университета. Здесь учился В. И. Ленин, здесь были организованы пер вые марксистские кружки в России, здесь учились Сергей Тимофеевич Ак саков, Лев Николаевич Толстой. В Ка зани духовно мужал Максим Горький. Ог ромное влияние оказала Казань на твор чество выдающихся художников слова — Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Королен ко, Мельникова-Печерского. С Казанью связана революционная деятельность рус ских и татарских революционеров: Я. Сверд лова, Э. Баумана, С. Кирова, X. Ямашева, Г. Кулахметова, М. Вахитова. Казань и сегодня притягивает к себе многих известных писателей, художников, композиторов и поэтов. Книгу Тарифа Ахунова и Марселя Зарипо ва воспринимаешь не только как исследо вательскую работу, но и как поэтическое произведение. Лирические размышления авторов о Татарстане дополняются и обога щаются поэзией фактов, сведениями исто рического и экономического характера. Если Габдулла Тукай в 1907 году пи сал: «Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь...», то сейчас люди ломают голову: полететь ли в Казань на самолете, ехать ли на поезде — или на автобусе? А может поплыть по Волге на теплоходе? Казань сегодня является портом пяти мо рей, Волга связывает Казань с Балтий ским, Белым, Каспийским, Азовским, Чер ным морями, с океанами континента. Татарстан прежде всего славится нефтью. Республика по добыче нефти в Советском Союзе занимает первое место: каждая третья тонна в стране —татарская. Широки горизонты экономики современ ной Татарии: здесь производятся измери тельные приборы, продукция большой хи мии; более чем в пятьдесят стран экспорти руются чистопольские часы. Татарские мехо вые изделия доходят до самых отдаленных уголков нашей страны. Умело оперируя фактами, конкретными цифрами, авторы воссоздают картину экономического, науч ного, культурного уровня современного Та тарстана. Интересна глава «Разговор поэта с гу бернатором», посвященная литературе и искусству. Надо сказать, что авторам пришлось проделать грандиозную аналитическую ра боту, перечитать сотни книг, перелистать огромное количество документов. Один из них — письмо губернатора Стрижевского, касающееся жизни местного населения. Он писал: «В России нет и не может быть та тарской... культуры». Губернатор не только не хотел признавать уже существующую сотни лет литературу татарского народа, но и пытался пророчить ему бесславное буду щее. Авторам книги удалось обнаружить и другой документ, написанный рукой Габ- дуллы Тукая, где он о будущем родного народа думал совсем по-другому: «Наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках, в новой... истинно националь ной поэзии, музыке и всем том, что спо собствовало бы прогрессу». Тукай умер в 1913 году. То, о чем он меч тал, сбылось: татарские парни конструиру ют и водят самолеты, они с такими же энергичными, молодыми ребятами других национальностей строят на Каме изуми тельный город автомобилестроителей На бережные Челны. Само время решило спор с губернатором Стрижевским о будущем татарского народа. Тепло рассказано в книге о творчестве выдающихся татарских композиторов Джа- удата Файзи, Салиха Сайдаша, Загнда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2