Сибирские огни, 1973, №9

Стихи поэта являются как бы ключом к вратам этой доброй, гостеприимной страны. Читая страницу за страницей книгу Ахуно­ ва и Зарипова, мы знакомимся со своеоб­ разной, богатой историей народа, разорвав­ шего цепи насилия и вставшего крепко на ноги после Октябрьской революции. Книга о Татарстане написана людьми, горячо любящими свой родной край. Тариф Ахунов — автор известного романа «Клад» о нефтяниках Татарии, в течение долгих лет он жил и работал в городе нефтяников Альметьевске. А Марселю Зарипову, как специальному корреспонденту газеты «Со­ ветская Россия», тоже не раз приходилось сталкиваться с людьми разных профессий, бывать в самых отдаленных районах авто­ номной республики. Каждая страничка книги «Мы из Каза­ ни, с Волги» состоит из размышлений о Татарстане. Ее без преувеличения можно назвать документальной повестью, посвя­ щенной жизни одного из народов России. Рассуждения о Татарстане авторы начи­ нают с мысли о В. И. Ленине. За грандиоз­ ными преобразованиями, происходившими в республике, они увидели образ вождя революции, первого руководителя советско­ го государства, который особенно близок татарскому народу: ведь он выходец из Поволжья, его жизнь и творчество тесно связаны с Казанью. Не зная истории народа, нельзя во весь голос и говорить о нем. Видимо, поэтому Тариф Ахунов и Марсель Зарипов сочли нужным рассказать в своей книге и о древ­ них предках современных татар, о волж­ ских булгарах, написать о развитом древ­ нем государстве на Волге. Сейчас в старинных Булгарах, древней столице Булгарского царства, находящего­ ся на территории Татарии, ведутся тща­ тельные исследования, изучаются обычаи, традиции, культура булгарского народа, много столетий назад переселившегося на берега Камы и Волги. «Скоро могильной тишине древней сто­ лицы придет конец — Булгары станут Мек­ кой любознательных туристов» — пишут авторы. Немало страниц в книге посвящено Каза­ ни, ибо не писать о столице республи­ ки — значит не сказать много интересного и о самой Татарии. Все преобразования, происходившие в ней, связаны с Казанью, этим древним культурным и экономическим центром та­ тарского и русского народов. Жизнь татарского народа, его путь к вер­ шинам науки нельзя представить без Ка­ занского университета. Здесь учился В. И. Ленин, здесь были организованы пер­ вые марксистские кружки в России, здесь учились Сергей Тимофеевич Ак­ саков, Лев Николаевич Толстой. В Ка­ зани духовно мужал Максим Горький. Ог­ ромное влияние оказала Казань на твор­ чество выдающихся художников слова — Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Королен­ ко, Мельникова-Печерского. С Казанью связана революционная деятельность рус­ ских и татарских революционеров: Я. Сверд­ лова, Э. Баумана, С. Кирова, X. Ямашева, Г. Кулахметова, М. Вахитова. Казань и сегодня притягивает к себе многих известных писателей, художников, композиторов и поэтов. Книгу Тарифа Ахунова и Марселя Зарипо­ ва воспринимаешь не только как исследо­ вательскую работу, но и как поэтическое произведение. Лирические размышления авторов о Татарстане дополняются и обога­ щаются поэзией фактов, сведениями исто­ рического и экономического характера. Если Габдулла Тукай в 1907 году пи­ сал: «Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь...», то сейчас люди ломают голову: полететь ли в Казань на самолете, ехать ли на поезде — или на автобусе? А может поплыть по Волге на теплоходе? Казань сегодня является портом пяти мо­ рей, Волга связывает Казань с Балтий­ ским, Белым, Каспийским, Азовским, Чер­ ным морями, с океанами континента. Татарстан прежде всего славится нефтью. Республика по добыче нефти в Советском Союзе занимает первое место: каждая третья тонна в стране —татарская. Широки горизонты экономики современ­ ной Татарии: здесь производятся измери­ тельные приборы, продукция большой хи­ мии; более чем в пятьдесят стран экспорти­ руются чистопольские часы. Татарские мехо­ вые изделия доходят до самых отдаленных уголков нашей страны. Умело оперируя фактами, конкретными цифрами, авторы воссоздают картину экономического, науч­ ного, культурного уровня современного Та­ тарстана. Интересна глава «Разговор поэта с гу­ бернатором», посвященная литературе и искусству. Надо сказать, что авторам пришлось проделать грандиозную аналитическую ра­ боту, перечитать сотни книг, перелистать огромное количество документов. Один из них — письмо губернатора Стрижевского, касающееся жизни местного населения. Он писал: «В России нет и не может быть та­ тарской... культуры». Губернатор не только не хотел признавать уже существующую сотни лет литературу татарского народа, но и пытался пророчить ему бесславное буду­ щее. Авторам книги удалось обнаружить и другой документ, написанный рукой Габ- дуллы Тукая, где он о будущем родного народа думал совсем по-другому: «Наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках, в новой... истинно националь­ ной поэзии, музыке и всем том, что спо­ собствовало бы прогрессу». Тукай умер в 1913 году. То, о чем он меч­ тал, сбылось: татарские парни конструиру­ ют и водят самолеты, они с такими же энергичными, молодыми ребятами других национальностей строят на Каме изуми­ тельный город автомобилестроителей На­ бережные Челны. Само время решило спор с губернатором Стрижевским о будущем татарского народа. Тепло рассказано в книге о творчестве выдающихся татарских композиторов Джа- удата Файзи, Салиха Сайдаша, Загнда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2