Сибирские огни, 1973, №9
У книжной полки Вячеслав Назаров. Вечные паруса. Красноярск, кн. изд., 1972. Похоже на то, что современная фанта стика становится довольно консервативным жанром. В рассказах и повестях различных писателей со строгрй однозначностью зада ны время (будущее, отделенное от нас пред почтительнее тысячелетиями, чем столети ями) и место действия (космическое прост ранство, и чем дальше за пределами сол нечной системы, тем лучше). Деятельность и быт героев внедрены в среду, насыщенную изощреннейшими техническими средствами, и это третье условие столь же необходимо для развития авторского замысла, как и первые два. Но данная констатация никого не печалит, ибо практика жанра в лучших произведениях не оставляет места обвинени ям в перерождении его в мастерскую по изготовлению литературных штампов. Пра вильнее говорить о закономерности: проис ходит утверждение особых условностей, пользуясь которыми, авторы не чувствуют стеснения ни в отражении темы, ни в изло жении своего творческого кредо. Книга красноярского поэта и фантаста Вячеслава Назарова—целиком в рамках отмеченной выше триединой традиции (мир будущего, дальний космос, чудодейственная техника). Несомненно, при решении своей художественной задачи автор умеет нахо дить интересные и своеобразные варианты. Четыре повести сборника составляют по следовательный цикл, где из произведения в произведение идет усложнение идей, а ряд героев, активно действующих в одной пове сти, так или иначе упоминается в осталь ных. Наименее удалась, по-видимому, по весть «Нарушитель», сюжет которой заклю чается в том, что исследователь для дока зательства правомерности своей концепции идет на нарушение инструкции; Савин ри скует жизнью и выигрывает, но все это не слишком ново. К тому же, о полном со держании этой части книги можно только догадываться, так как при публикации бы ла допущена беспрецедентная небрежность: из пятидесяти двух первых страниц тринад цать представляют из себя сплошные белые пятна — на них не напечатано ни одной буквы! Мы не знаем, в какой доле тридца титысячного тиража предпринята сия кни гоиздательская вивисекция над автором и читателем, поэтому обратимся к тому мате риалу, который не сочли возможным утаить вт читателя. В целом повести Вячеслава Назарова ак туальны, остры и динамичны, хотя и дале ко не свободны от длиннот и красивостей. Писателя волнуют проблемы взаимодейст вия науки и общества, он размышляет о роли и месте ученого, мере его прав и обя занностей. Герой повести «Игра для смерт ных» Дэвид Горинг — молодой физик, не заурядно одаренный, но пользующийся своим талантом для интеллектуального ог рабления других ученых, в частности — все мирно известного Джозефа Кларка. До из вестной поры это удается, Горинг лелеет мысль о достижении невероятного триумфа в одиночестве. Но неизбежен этап развития идеи, когда становится абсолютно невоз можным успех подобного ультраутонченно- го троглодита от науки. Петля Времени по ворачивается необратимо. Сама наука мстит своему эксплуататору. Горинг погибает, в силу неспособности охватить умом всех по следствий высвобождения нового, неизвест ного прежде вида энергии. Крах человека, поставившего себя вне морали, мотивирован всем ходом изображаемой жизни. В повести «Синий дым» естествоиспыта тель Солсбери долгие годы работает для хищнической монополии братьев Смит. На Земле давно уж осуществлено всеобщее разоружение под строгим и всеобъемлющим международным контролем. Но бывшие фабриканты смертоносного оружия где-то в недрах межпланетного пространства су мели утаить некоторую часть изымавшегося оружия, припрятали, чтобы когда-нибудь при случае попытаться шантажировать че ловечество. «Синий дым» — средство для восстановления, регенерации утраченных ор ганов, практически — для бесконечного продления жизни. Борьба идет за облада ние сокровищем — противоборствуют силы добра и зла, развертывается детективное действие в космических пейзажах, многие из которых выполнены пластично и ярко. Прозревает Солсбери, пожилой ученый, ни когда не задумывавшийся над тем, что лю бое научное достижение, в том числе и принадлежащее ему самому, может быть использовано не для блага человека — в ущерб ему. Финал «Синего дыма» оптимистичен, торжествуют добрые и умные люди. Но нельзя отрешиться от неприятного впечат ления ненадежности, непрочности предлага емой автором конструкции будущего об щества. Человек достиг беспредельных воз можностей в овладении силами природы, рукой подать до разгадки тайны бессмер тия И все это в любую минуту может рух нуть от каприза одного негодяя? Понятно, откуда у современного писателя подобвав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2