Сибирские огни, 1973, №9
в чем не изменил своей мирной .поэтике. В очерках и рассказах «Русские парни», «Дружба», «Родные ветры» и других он мастерски показал, как в мирную жизнь врывается война, как она углубляет харак теры, обостряет восприятие окружающего; казалось бы, в обыкновенном, ординарном человеке открывает недюжинное, героиче ское. А подчас рождает жесткий отблеск в глазах и заставляет особенно упорно искать встреч с врагом. Но это, как говорит герой очерка «Родные ветры» знаменитый коман дир летного полка Шишкин, «пройдет, вот умоюсь в Одере, и пройдет...». Пожалуй, только одна черта отличает эту прозу Саввы Кожевникова от других его произведений. Это — обостренный драма тизм. Он обусловлен самой жизненной осно вой повествования. Своеобразным идейным обобщением и вершиной мастерства Саввы Кожевникова явился его очерк «Вот посмотрел бы Ле нин». В нем автор как бы подводит предва рительный итог той грандиозной борьбе, ко торую вели его земляки за преобразование своего края. Задуманный широко и точно, очерк отличается исключительно выигрыш ной композицией, позволяющей рельефно и контрастно оттенить сибирскую новь. Ав тор показывает путь Ленина в сибирскую ссылку от Новониколаевска до села Шу шенского и то, что сделано на этом пути за годы советской власти. В начале очерка приводится письмо Вла димира Ильича к матери: «Окрестности За падно-Сибирской дороги поразительно одно образны: голая и глухая степь. Ни жилья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо — и так в течение всех трех дней. Дальше будет, го ворят, сначал_а тайга, а потом, от Ачинска, горы.,,». Нет того почтового ящика, в который опустил письмо Ильич, снесен и деревянный, вокзальчик, в котором он это письмо писал. Но «жива и священна та пядь земли, на ко торой был Ленин». И дальше — повествование о поездке' Владимира Ильича до Красноярска, пребы вании в нем, путь вверх по Енисею, через Минусинск, в Шушенское. Фрагменты, по священные Ильичу, перемежаются картина ми преобразованного, обновленного края. Здесь и панорама куполообразного большо го театра Сибири, и строящегося Академго родка, и мощнейшие гидроэлектростанции, сооружаемые в Красноярске и Дивногорске, и трубы заводов, терриконы 'шахт, линии электровозов, море огней в той самой «глу хой и голой» степи, какая расстилалась пе ред глазами Ильича. Насыщенный мастерски отобранными фактами, богатый публицистическими от ступлениями. раздумьями, очерк Саввы Ко жевникова —достойный вклад писателя в вечно растушую Лениниану. Последнее произведение С Е Кожевни кова — повесть об одном путешествии «Мы собирали янтарные зерна...». Заглавием по вести послужила строка из стихотворения сибирского поэта Петра Драверта. Она как бы определяет поэтический настрой всего произведения. Критика не раз отмечала именно поэтич ность повести. Но самое поразительное, са мое чудодейственное в ней, пожалуй, даже не это. Савва Елизарович все время расска зывает о своих спутниках, товарищах по пе ру — Алексее Кожевникове, Михаиле Ники тине, Игнатии Рождественском, Леониде Решетникове, капитане теплохода Степане Ивановиче Фомине, правнучке декабриста Валентине Васильевне Крыловой, жительни це села Казанцево Александре Васильевне Максимовой, дед которой был знаком с Ле ниным, и многих других. И почти ничего не говорит писатель только о себе. Но, вероят но, совершенно неожиданно для самого Саввы Елизаровича в повести вырисовался интереснейший образ ее автора. Поразительна, прежде всего, необыкно венная его осведомленность. Буквально не много таких мест на Енисее, о которых Сав ва Кожевников не может сообщить читате лю любопытного, связанного с их перспек тивами, либо какого-нибудь значительного- исторического факта, легенды, бывальщины. Не менее замечательно его умение проник нуть в суть характера собеседника, даже случайного и краткого попутчика. Эти чер ты писателя объясняются его горячей заин тересованностью в людских судьбах и де лах, постоянным стремлением помочь лю дям, оказаться им полезным, отдать им все го себя. Сибирь была его родным домом, и дела ее исследователей, ее преобразовате лей были его личными делами. В статье «Очерк и его особенности» Марк Щеглов верно заметил, что в очерке к силе искусства прибавляется еще и воздействие очевидца, воздействие того фактора, что ав тор, «если он не верхоглядски подошел к жизни, всегда может сказать: «Да, так и было». И в этом случае, продолжает свою мысль Щеглов, огромную роль играет лич ность автора. Образ автора, образ писателя-коммуни- ста, человека большой души и высоких об щественных устремлений, особенно дорог читателю в произведениях Саввы Елизаро вича Кожевникова. Как очеркист, он ока зал немалое влияние на целую группу пи- сателей-сибиряков, работающих в этом бое вом жанре. К 70-летию со дня рождения Саввы Ели заровича Западно-Сибирское книжное изда тельство выпустило книгу его избранной прозы. Но в эту книгу, названную «Ради этого стоит жить», по одноименному очер ку, на редкость органично вошли воспоми нания его близких, друзей, товарищей по перу. Перечитывая эту книгу, еще раз пони маешь масштаб личности Саввы Елизарови ча, художника, любимым изречением кото рого было: «Если мы —писатели, то всякое дел© — наше дело...». Б. ЮДдЛЕВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2