Сибирские огни, 1973, №9
тер времени. Таков очерк «На Томи зимой» (1947). В трудное положение попали работники треста «Томлес». Стране нужна древесина, а десятки тысяч кубометров находятся на далекой от железной дороги глубинке. И возникает смелая мысль — сплавить лес зи мой по реке. Героев очерка — старых сплавщиков Шу бина, Хайзарова, Бурдина, Малинина — не зря называют «маршалами сплава». Они по бывали на многих сибирских реках. Им знакомы и шиверы, и перекаты, и пороги, и коварные боковые ветры. Их не испугает и лютый сибирский мороз. Но, как всегда, новое дерзостное дело встретило и немало противников, искренне не верящих в него, осторожничающих, пере страховывающихся, просто не желающих лишних хлопот. Страстно, емко, впечатляюще рисует автор события, развернувшиеся на реке, поистине героические усилия людей, которые, взрыв чаткой сняв с Томи ледяной панцирь, нала дили регулярный лесосплав в морозы и ту маны Савва Елизарович показал себя и масте ром очерка-портрета. Его «Ит-кулак, внук пламенного Сокола» посвящен зачинателю литературы Горного Алтая — Павлу Кучия- ку. Написать об этом человеке не просто. Не просто, во первых, потому, что он про шел огромный путь от неграмотности, суе верий, невежества обитателя дымной юрты до высот современной художественной куль туры, Во вторых, потому, что он отличался исключительно разносторонней одаренно стью: был сказителем, поэтом, прозаиком, актером, режиссером, драматургом. Постепенно, как будто неторопливо, но ощутимо раскрывает писатель внутренний мир своего героя В этом Кожевникову, как обычно, помогает и лирический горный пей заж, и народная алтайская легенда, и быто вая национальная сценка, и воспоминания о личных встречах с Кучияком, и, конечно, факты из истории маленького горного наро да. Нашлось в произведении место и рас сказу о колхозе с невиданными до Велико го Октября на Алтае пшеничными полями. Доскональное знание материала позволи ло насытить очерк множеством выразитель ных деталей, создать красочный националь ный колорит. Наряду с образом героя в очерке появляется образ повествователя, и художественная ткань очерка, в какой-то степени, напоминает речь сказителя-алтай- ца: «Ит-Кулак родился во второй месяц но вого года, в месяц Уочкор-Ай, когда люди могут ставить'в огонь два чугуна, но от это го в аиле все-таки не сделается теплее. Этот год был годом кабана, который считался в аилах плохим для новорожденных Мать боялась за жизнь сына, — все ее дети умер ли, И она дала мальчику безобразное имя, чтобы злой дух Эрлик с презрением отвер нулся от ребенка, оставил его в покое...». Даже в самой краткой, ни в какой мер« не претендующей на полноту, статье о твор честве Саввы Кожевникова нельзя не упо мянуть о том, что он первым в литературе воздал образ Новосибирска— города бога тырских размахов, поразительных даже для нашей страны темпов роста промышленно сти, культуры, жилищных массивов, населе ния, территории. Одна из приметных работ Саввы Елиза ровича о своем родном городе — «Новоселы золотой долины». Создание Академгородка было столь новым, столь значительным для страны делом, что, естественно, талантли вый ‘публицист не мог пройти мимо него. Очерк о рождающемся центре науки отли чается богатством наблюдений, заражает атмосферой энтузиазма, коммунного обще жития строителей, дававших лесным про селкам и по сей час бытующие названия улиц и проспектов — «Ядерная», «Академи ческая», «Морская»... А. М. Горький всегда подчеркивал важ ность познавательной стороны литературы. При этом он неоднократно говорил о необ ходимости широты охвата действительно сти, считая одним из достижений социали стической культуры тот факт, что советская литература перестала быть «областной», географически вышла за пределы двух-трех областей, где в досоветские времена сосре доточивались писательские силы. Как мы могли убедиться, познаватель- ность, широта охвата действительности, пристальное внимание к вновь открытому, к еще необжитым местам, долгие годы быв шим белыми пятнами на литературной кар те, характерны для Саввы Кожевникова. В предисловии к очерку Д. Семеновского «Страна плодородия» Горький призывал очеркистов «писать о людях прозой с та ким воодушевлением, с такой любовью к ним, с такой гордостью их работой, чтобы проза сама собою превращалась в стихи...». Именно в этой устремленности показы вать людей в полный рост, писать о них с гордостью и любовью и состояло писатель ское кредо Саввы Елизаровича, именно в этом основной пафос его произведений и природа их поэтичности, не раз отмеченной критикой. Есть у Саввы Елизаровича большой цикл военных очерков и рассказов. Обычно в по добных. случаях говорят: «Этот цикл стоит особняком». Но произведения Саввы Ко жевникова о военных летчиках отнюдь не стоят особняком в его творчестве. И здесь у писателя находит место излюбленный им мирный пейзаж, в котором мы видим и склонившиеся колосья пшеницы, и цветы клевера, и полоски картофеля. И здесь мир ные разговоры о полях, урожаях, тракто рах и сеялках, и тоскующие по работе руки хлеборобов, лесорубов, строителей. А летчики разведывательной авиации сравнивают себя с таежной птицей-кедров- кой «Забежит ли в лес хищный зверь, зай дет ли туда злой человек, первая их заме чает кедровка и тревожным своим криком подымет всю тайгу. Идет зверь по тайге, сутки, двое, трое суток, и не отстает от не го кедровка, кружится над ним и беспокой но кричит на всю тайгу: «Хищник идет! Хищник идет!». И хотя из очерков ясно 8«дно, что войну и летное дело Савва Елизарович знал не понаслышке, а как участник событий, он ни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2