Сибирские огни, 1973, №9
Многочисленная крестьянская семья в глу хом алтайском селе. В детстве одна зимняя одежонка, одна обувка на двух-трех бра тьев. Сельская школами партизанский уни верситет, в котором Савва оказался в воз расте шестнадцати лет, когда родное село Кривинское присоединилось к восставшим партизанам. Работа в районном партизан ском штабе, в разведке. Комсомольская ячейка, которую сам юный Кожевников ор ганизовал в том же Кривинском в начале 1920 года. Чоновский отряд, в какой входи ла вся эта ячейка. А дальше — комсомоль ская работа в Камне, в Горно-Алтайске и, наконец, в Новосибирске, ставшем для Ко жевникова родным городом. Вступление в партию в 1924 году по ленинскому призыву. Свердловский комвуз. Журналистика. Пер вые литературные опыты. Первые очерки и первые книги. Деятельность профессиональ ного писателя, связанная с постоянными разъездами по родной Сибири, по стране, за ее рубежами, совмещаемая с редактиро ванием сначала газеты, потом журнала «Си бирские огни», руководством Новосибирской писательской организацией. Эскизную эту картину необходимо допол нить еще одним штрихом. В годы Отечест венной войны Савва Елизарович по состоя нию здоровья был снят с воинского учета. Однако он добровольцем в с т у п и л в армию и служил в армейской газете в качестве военного корреспондента... Савва Кожевников был одним из видных авторов художественной летописи родного края, могучей сибирской земли. Мастер до кументального очерка, он талантливо вос создал многие фрагменты впечатляющей картины созидания и строительства в Си бири. Первая книга Саввы Елизаровича «Един ственно правильный путь» вышла в свет еще в 1933 году. А за последующие почти три десятилетия литературной деятельности увидело свет двадцать две его книги, мно жество журнальных и газетных статей и очерков. Первые очерки Саввы Елизаровича по явились в яооу обостренного интереса к это му жанру. Именно в этот период увидели свет «Письма о Днепрострое» Гладкова, «Путешествие в Туркменистан» Павленко, «Советское Закавказье» Шагинян, «Пере ход» Галина и другие книги, составившие вехи в развитии советского очерка. Внимательное чтение произведений Саввы Кожевникова без труда открывает, что пи сатель многому научился у этих авторов. Недаром впоследствии Мариэтта Шагинян отмечала: «Он подходит к материалу не только как художник и очеркист, но отча сти и как философ, и как публицист, и как экономист, и как архивный работник. Он мобилизует все стороны подхода к мате риалу...». Проследить это можно на упомя нутом уже очерке «Белая тайга», с которо го началась широкая известность писателя. В этом произведении нашла яркое выраже ние стилистика Кожевникова-очеркиста. Очерк покоряет читателя лирическим на строем. Лирическая струя сливается в нем с фольклорной. Прекрасна и незабываема здесь легенда о появлении в Сибири бере зового леса. Предание это живет с давних лет. Если верить ему, береза пришла из-за каменного уральского пояса незадолго до появления здесь дружины Ермака. По при казу Кучума воины рубили белое русское дерево, но на месте срубленной березы по являлась новая поросль... Лиризмом про никнут и пейзаж «Белой тайги». Еше Л идия Сейфуллина восхищалась этим пейзажем: «Прекрасны описания природы у Саввы Ко жевникова...». Немало узнает читатель из очерка Саввы Кожевникова. Но главное заключается в том, что на страницах той же «Белой тайги» происходит знакомство с яркими, поглощен ными своим делом, смело и новаторски тво рящими его людьми. Это уже известный нам ученый Крылов, крепко стоящий на таежной земле директор леспромхоза Васи лий Иванович Голиков, редчайший знаток белого леса мастер Тихон Ильич и ряд дру гих. И фабула очерка, которая обычно у Сав вы Елизаровича выстроена традиционно, но расчетливо и точно, и все его компонен ты—от лирического пейзажа до экономиче ских выкладок — способствуют главному — лепке образов. Очеркист сам подчас декларирует эту ма гистральную свою задачу. Его кредо, на пример. отчетливо высказано в читаемом с неослабевающим интересом очерке «Тайна тунгусского взрыва». Томские студенты ор ганизуют экспедицию к месту падения тун гусского метеорита. Впрочем, метеорит ли это? Наряду с «криновиами» — последова телями маститого профессора Кринова, в Томске было немало сторонников гипотезы писателя-фантаста А. Казанцева, утвержда ющего, что тунгусское диво не что иное, как космический корабль, взорвавшийся при- посадке на Землю... И так же, как в «Белой тайге», автор приводит самые различные ги потезы, факты, мнения ученых о природе таежного чуда. Все это познавательное бо гатство умело вкрапливается, органически вплетается в ткань повествования. Закончены сборы экспедиции, которой ру ководит Геннадий Федорович Плеханов, ко ренной сибиряк, романтик, с детства меч тавший о дальних странствиях, еще в девя том классе задумавший путешествие по Оби до Ледовитого океана. Немало трудностей преодолели юные исследователи в глухой тунгусской тайге. Ребятам не удалось раз гадать тайну тунгусского феномена, хотя добытые ими сведения не бесполезны для научного решения этой задачи. «Но другая «тайна»,— пишет С. Кожевников,— тайна души молодого человека шестидесятых го дов— раскрылась уже во время походов в таежных дебрях. Это оказалась очень ем кая душа: бескорыстная, беспокойная, пол ная романтики поисков. Она не боится ни каких трудностей, перед ней нет непреодо лимых преград. Она будет всегда дерзать, может быть, иногда спотыкаться, но потом опять подниматься и идти дальше». Подчас в основу произведения Савва Ко жевников кладет только одно событие, на фоне которого он умеет воссоздать харак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2