Сибирские огни, 1973, №9
дарность» мышления. Мы видели это в «Цы ганке», где перед нами вставали не столь ко даже черты российского быта, сколько российского бытия: не какие-нибудь офице ры, а экзотические гусары, не какое-то неза метное сражение, а Севастопольская битва и не какой-нибудь малозначащий уезд, а са ма Россия. А ведь это—лирическое стихотворение, романс. Сказке же тем более не важна конкрет ность. Она выясняет нравственное, общече ловеческое содержание рассказываемой истории и не занимается детализацией. Ее реалии, так же, как и ее герои, функцио нальны. И если, скажем, речь идет о быте восточного шаха, то главное назначение сказочных реалий—сделать этот быт пре дельно узнаваемым. Вот откуда «одалиски», «скопцы», пляшущие девы, которых «три ста» и которые тем не менее пляшут как один человек. Кстати, в такой же, обобщенный, быт по гружен и Фердуси. Помните? «Поглядевши, как пылает огонек у вас ночами, все сосе ди пожимают угловатыми плечами». Все! И каждый похож на другого углова тыми плечами! Сказке это неважно. Ведь угловатые пле чи зде’ь. так сказать, функциональное ору дие. Ими дружно пожимают, чтобы выра зить свое удивление чудачеству Фердуси. Ну, а как же вписывается в этот быт шах? Очень удачно. Не зря он так комично снижен Кедриным: «глядел... и бровью дви гал» — верный признак того, что ничто че ловеческое ему не чуждо. Больше того. Когда шаху в самый разгар веселья, во время доставившей ему такое удовольствие пляски юных дев передали книгу Фердуси, «шах сказал: — Но разве это — государственное дело?». «Это» — стихи, и уж кто-кто, а шах дол жен был бы знать, что на Востоке поэзия — дело государственное: Это знал шах V Гейне. Ведь не кто иной, как он, заказал Фердуси книгу «Шах-наме». Заказал —то ес!ь отнесся к поэту, как к го сударственному служащему. Кедринский шах ведет себя так же (или почти так же), как соседи Фердуси: «Я по том прочгу записки, небольшая в том утра та...». То есть — чего читать? Шах заранее уверен, что «записки» Фердуси — причуда, чудачества, блажь. Вот как переиначил Кедрин бытующее предание. Ведь, в «Приданом» поэт кон фликтует не с шахом, не с властью. Шах и сам — такой как все. И поэтому Кедрин не гневается на него, как Гейне. Шах у Кедрина — комичен, но не сатиричен. Караван шаха встречает дочка покойного Фердуси. Встречает не для того, чтобы про изнести нечто обличительное. Нет. В ее го лосе — грусть: Ах, м едлительны е люди! Вы нем нож ко опоздали. Это не дочка, это сам Кедрин сейчас гру стит, жалея «медлительных людей», кото рые не сумели вовремя разглядеть худож ника, жившего среди них, а запоздали те перь со своим признанием. Впрочем, Фердуси и сам поначалу чуть ли не разделяет взгляды соседей на творче ство. Он и не предполагает, что поэзия — серьезное дело. Недаром твердо обещает дочери: «Завтра у т р о м я з а с я д у за сказания Ирана, за богов и за героев, за сраженья и победы и, старания утроив, их о к о н ч у до о б е д а...». Пушкин писал: Пока не требует поэта К свящ енной ж ертве Аполлон. В заб отах суетного света Он м алодуш но погруж ен. М олчит его святая лира: Душ а вкуш ает хладны й сон. И м еж детей ничтож ны х мира. Бы ть м ож ет, всех ничтож ней он. Но лиш ь бож ественны й глагол До слуха чуткого коснется. Душ а поэта встрепенется, Как пробудивш ийся орел. Кедрин словно взялся своим Фердуси оп ровергать Пушкина. Ведь кедринский герой берется за перо как раз потому, что чувст вует себя «всех ничтожней». Он беден, и он пишет книгу, чтобы сравняться с другими, стать такими же, как они. Выкрутиться из нищеты, выдать дочь по-человечески замуж, дать за ней приданое. Кажется, что его больше ничего и не ин тересует в процессе творчества, кроме того, чтобы понравиться шаху и получить от него богатое вознаграждение, И когда дочка через три месяца после на чала работы над книгой напоминает, что по ра ее кончать, что сколько же можно— в ответе Фердуси слышится изумленная доса да: «Труд — глубокая криница, зачерпнул я влаги мало...». То есть оказывается, что поэзия — это труд, а не чудачество и не легкий способ за работать на приданое. Вот чего никак не ожидал Фердуси, взявшись за стихи. Но при этом Фердуси словно и не внем лет «божественному глаголу». Он назначает новый срок окончания своей работы. Он уве рен: «год я буду неустанным, и тогда, кого хотите, назовете вы желанным». И вот через год его обращение к дочке: «Поглядите в эти строчки, я за труд взял ся не труся, но должны еще чудесней быть завязки приключений...». Он сказал: «не труся» и, значит, открыл, что поэзия — удел смелых. И все-таки он пока еще остался «всех ничтожней». Ведь для чего, зачем он хочет, чтобы еще чудесней были завязки приклю чений? А вот зачем: «чтобы шах прекрасной пес ней. насладился в час вечерний». Он помнит о шахе и о тех надеждах, ко торые он на него возлагает. Больше Кедрин своего героя в творче ском процессе не показывает. Да и что показывать3 И так все ясно. Не зря же так яростно и так обреченно наска кивает на Фердуси дочка: «Двадцать раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2