Сибирские огни, 1973, №9
сгорел город от татарских стрел. И Кед рин — о том же, Жакова цитирует свиде тельство очевидца пожара Элерта Краузе. И у Кедрина в том же месте та же цита та: «И не осталось в граде пня,— писал ли вонец Элерт Краузе,— чтобы привязать к нему коня». Но, как и в «Зодчих», Кедрин и здесь недолго удерживается в роли простого пе релагателя. И вот уже в его «Коне» Гроз ный играет в шахматы с Басмановым, чего не было у Жаковой, воспроизводящей лето пись, и чего не было на самом деле. Ведь Девлет-Гирей сжег Москву в 1571 году. А к тому времени Грозный по отношению к Басманову уже успел сменить милость на гнев и отправил своего любимца на пла ху. А дальше — и вовсе все меньше и мень ше совпадений Кедрин даже не соблаз- нился любовной интригой. Он вообще не ввел в поэму Варвару Лоне. Ту самую немку Варвару, которая горячо полюбила Федора Коня, когда тот оказался на чуж бине. Он прошел мимо этой трогательной, под робно рассказанной Жаковой истории, за то насытил поэму другими, уже придуман ными им подробностями. Придумал, например, что в три (такое характерное для сказки число) дня по час тям пропил Конь царский подарок — тра ченную молью шубу. Придумал три сна, которые рассказывает Конь, уже узник Со ловецкого монастыря, своему сторожу —- нетрезвому отцу Паисию. То есть, начав с добросовестного изло жения первоисточника, Кедрин свернул на привычный ему путь легенды, сказки. Степан Щипаче'в сказал однажды, что «среди поэтов Дмитрий Кедрин,— пожалуй, единственный (по преимуществу) поэт-ис торик»1. Что ж, значит Щипачев не прав, потому что — какой же Кедрин историк? И вообще не понапрасну ли кедринские вещи именуются историческими? Нет, не понапрасну. И Щипачев — прав. Конечно, в том, 'что Басманов играл с Грозным в шахматы в 1571 году, факти ческой точности нет. Но вот каким выписан при этом Грозный: В прихож ей комнате соседней, Как и обычно по утрам , Ждал п атриарх, чтобы к обедне Идти с царем в господень храм Тому ж и дела было мало, Что на молитву стать пора: Зело корм ильца заним ала Сия п ерсидская игра! И дальше, когда Штаден со своей жало бой на Коня помешал-таки царевой игре: Ц арь поднялся и, мельком глянув На пеш ек сдвинутую рать, Сказал: — И нынче нам, Басманов, Игру не дали доиграть! П ереоделся в черны й бархат И, сделав постное лицо, С Басм ановым и патриархом Пошел на Красное кры льцо. 1 «Второй Всесою зный съ езд советских писателей». С тенограф ический отчет. М. «Советский писатель», 1956, стр. 136. «Постное лицо», которое сделал Иван, только что получивший удовольствие от персидской игры, очень характерно. Оно выражает и даже особенно подчеркивает двуличие царя, его холодное и расчетливое актерство. То есть как раз те черты, которые, по свидетельству историка В. О. Ключевского, были свойственны Грозному в огромной степени. Процитировав духовную грамоту Гроз ного, выписав из нее такие задушевные слова: «Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого, утешающих я не на шел, заплатили мне злом за добро, нена вистью за любовь», Ключевский так их про комментировал: «Бедный страдалец, царственный муче ник — подумаешь, читал эти жалобно скорбные строки, а этот страдалец года за два до того, ничего не расследовав, по од ному подозрению, так, зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города татары»1. Да, эпизода с игрой в шахматы, приду манного Кедриным, в действительности не было. Но важно не это, а то, что случись ему быть, он был бы именно таким, каким воссоздан в «Коне». В том-то и дело, что легендарность во все не исключает историчности. Напротив, легенда иной раз укрупняет, сгущает, кон центрирует историю. «Гусляр», сказитель не привязан, конеч но, к факту так, как привязан к нему лето писец. Он может вольничать, придумывать что-то от себя, но его фантазия, его свобод ное обращение с фактами не противоречат ни духовному содержанию воссоздаваемой исторической эпохи, ни нравственной оцен ке той или иной исторической личности. А главное — легенда это не просто исто рия, но и с т о р и я в н а р о д н о й о ц е н к е . Народ творит ее, часто не счи таясь с р е а л и я м и . Он м о ж е т ' с в е с т и в былине, скажем, киевского князя Владимира и татарского хана, нимало не заботясь о том, что хан этот жил намного позже Владимира и что вообще расцвет Киевской Руси и татарское иго — две да леко отстоящие друг от друга во време ни исторические эпохи. Народу это неважно. Ему ва>йна нравст венная оценка исторической личности. В его легендах эта личность не конкретна, а функ циональна. То есть является носительницей добра или зла. При этом народ постоянен в своих оцен ках. Они —как клички, которые прилипают сразу и навсегда. И если Владимир — всег да «Красно Солнышко», то Иван— всегда «Грозный». Этим и обусловлены их функ ции в легенде и их поведение в ней. И если в «Зодчих» замена псковитян вла димирцами— быть может, сознательная по правка истории (все-таки Псков ко време ни строительства храма Покрова сохранял еще статус вольного, независимого от Гроз- 'В . О. К л ю ч е в с к и й . Сочинения в восьм и томах. М., Гос. изд. полит, лит., 1957, т. 2, стр. 191.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2