Сибирские огни, 1973, №9
лая их действительно простым пересказом известного предания. В самом деле. Вот одна из выброшенных в свое время строф: А над всем этим срам ом Та ц ерковь бы ла — Как невеста! И с рогож кой своей, С бирю зовым колечком во р ту ,— Н епотребная девка С тояла у Лобного м еста И, дивясь, Как н а ск азк у , Глядела на ту красоту... Ведь это ни больше ни меньше как идей ный центр стихотворения, то, ради чего Кедрин вспомнил известное предание. Храм, построенный владимирскими зодчи ми, такими же «подлыми» подданными, ра бами Грозного, оказался не просто оппози ционным «вельми спертому духу», но и по бедителем его. Ведь он облегчает сущест вование в этом страшном быте, помогает жить. Вот она — победа народного гения! Притом победа, за которой, кажется, вот-вот последуют новые, высшие! Стихот ворение набирает радостную, легкую, по бедную высоту: И спросил благодетель: — А м ож ете ль сделать пригож ей, Б лаголеп н ее этого храм а. Другой, говорю?.. И, тр ях н у в волосами, О тветили зодчие: — Можем! П рикаж и, государь! — И удари ли сь в ноги царю . Эта строфа повторяет одну из началь ных в стихотворении. Почти слово в слово. И раньше царь вопрошал «смердов», мо гут ли они построить церковь. И тем же словом «можем», так же тряхнув волоса ми, отвечали зодчие. И так же ударились в ноги царю. Повтор — не от того, что Кедрину не хва тает слов. Он осмыслен. «Можем!» — весело отвечают царю зод чие, только что создавшие чудо искусства. В этом веселом, даже озорном ответе — ощущение собственной силы, которая, ока зывается, не вся еще израсходована, соз нание своих возможностей, которые реали зованы пока что не полностью. И тогда государь Повелел ослепить эти х зодчих. Чтоб в зем ле его Ц ерковь С тояла одна такова. Чтобы в С уздальски х зем лях, И в зем л ях Р язан ски х , И прочих Не поставили лучш его храм а. Чем храм Покрова! Мерный, размеренный слог. Полное бес страстие. Это снова говорит летописец. Холодом веет от этих слов. Никакой оценки, «Государь повелел». С околины е очи Кололи им шилом ж елезны м . Дабы белого света У видеть они не могли. Их клейм или клеймом. Их секли батогам и, болезны х. И кидали их, Темных, На сты лое лоно зем ли. Это казнь. Но уже не летописец расска зывает о ней. «Соколиные очи», «болез ные», «темные» — интонация меняется. В ней — сострадание, переживание, даже причитание. Это оплакивает зодчих народ. Что ж, значит — конец? Ведь зодчие ос леплены. Лучшей церкви они построить уже никогда не смогут. Но стихотворение еще не кончено: И сто ял а и х ц ерковь Такая. Что словно п ри сн и лась, И звон и ла она. Будто их о тп евал а н авзры д. И зап ретн ую песню Про страш ную ц арскую м илость Пели в тай н ы х м естах По ш ирокой Р уси Гусляры . Да, зодчие ослеплены. Но их церковь стоит. Она — «словно приснилась», то есть такая, какой ее и увидела «непотребная девка»,— «сказка», противостоящая суро вой реальности Грозного и даже побеж дающая эту реальность. Но — и этого мало. «Страшная царская милость» пробудила к жизни несчетное число художников. Идут по всей — «по ши рокой» — Руси гусляры. И поют про «цар скую милость». И с ними уже не справиться. Два человека, «двое безвестных влади мирских зодчих», олицетворяли в стихотво рении народный гений. Сейчас его олицет воряют гусляры, которым нет числа. Тем и значительно стихотворение Кедри на, тем и отличается оно от предания, что в «Зодчих» побеждает не насилие. Искусст во. * * * Искусство — главный герой крупных и значительных исторических произведений Кедрина. Он размышляет о нем в «Коне», в поэ ме, как бы продолжающей «Зодчих», Про должающей, потому что она — тоже о зод чем, тоже о художнике из народа, и пото му еще, что быт, запечатленный в ней,— это быт эпохи Ивана Грозного и его пре емников: Федора Ивановича и Бориса Го дунова. Судьба Федора Коня не менее ужасна. Оскорбленный опричником немцем Штаде- ном и ответивший на оскорбление, он бе жал, спасаясь от царского гнева, во «фряж скую страну», где жил несколько лет, вос хищая иноземцев своими постройками. Про щенный Грозным, он вернулся на родину. По приказу Федора Ивановича построил в Москве Белый город. Был выведен из себя царским подарком — битой молью шубой, пожалованной ему за это строительство. Оскорбил царя, за что был сослан в Со ловки, откуда снова бежал и пропал без вести. Словом, опять страшный исторический быт, встающий на пути художника, отнима-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2