Сибирские огни, 1973, №9
леты, полярников, возвратившихся с дрей фующей станции на Северном полюсе. Конечно, что и говорить, футбол и спасе ние челюскинцев — явления разного мас штаба; даже очень разного. Но они и родственны — все это было актами радост ного самоутверждения молодой страны. Захвачен всеобщим упоением и Кедрин, который откровенно любуется «соперни ком», «физкультурником», «футболистом»: Как м ягко и как свободно Его голубая м ай ка Тугие гибкие плечи С тянула и облегла! Ах, как хотелось бы и ему быть похо жим на этого мальчика, предстать перед любимой в таком же, достойном своего времени облике: П ослуш ай-ка, дорогая! Н ад нам и ш ум и т эпоха, И р азв е не наш е сер д ц е — А рена ее борьбы ? Виновен ли этот м альчи к В п р о кл яты х п ал о ч к ах Коха, Что ставило н ездоровье В ко л еса м оей судьбы ? Нет, конечно, этот мальчик —•не Дантес, и герой Кедрина — не Пушкин. Драться они не станут. Все будет по-другому: Я лучш е приду к вам в гости И, если позволиш ь, даж е И груш ку и з М осторгеина Д еш евую принесу. Это, пожалуй, самые нелегкие для героя слова. Ведь речь идет о будущем, в которое он заглядывает, не оставляя для себя ни какой надежды. «Игрушка из Мосторгеина» красноречивей всего говорит о его тепе решнем духовном состоянии. Но именно в этот момент; когда он пред ставляет себе ее ребенка,, воображая со вершенно реального и симпатичного малы ша, который «важно пускает слюни, впол не довольный собой», когда от живого это го воображения его сердце, быть может, сжимается еще горше,— именно в этот мо мент прорывается, выплескивается наружу такая огромная нежность к любимой, что герой больше не в силах сдержать рву щегося из груди признания: Тебя ли мне нен ави деть, И ревн овать к тебе ли? Когда я так опечален Твоей м орщ инкой любой... Пусть ему сейчас невыносимо тяжело, пусть горько, но видеть, как страдает лю бимая,— еще тяжелее, еще горше... Вот какой человек проявляется в этом стихотворении. Он и в жизни был застенчив, и те, кто вспоминают о Кедрине, непременно подчер кивают это. О его застенчивости ходят да же легенды. Рассказывают, например, что в день, ког да должны были принести из роддома его новорожденную дочь, у Кедрина сидел ка кой-то автор и читал свою поэму. Словом, все было так, как в стихотворении «Стра дания молодого классика»: — Бы ть м ож ет, у к аж ете недостаток? Родной! Уделите одну минуту1 Вы заняты ? Я буду очень краток: В поэм ке Всего восем н адц ать ф утов!.. М елькаю т листы . В дохновенье бурно. Ч тецы н евм ен яем ы ,— Бей их, р еж ь ли... Ты слуш аеш ь. Ты говориш ь: — Недурно! — И — лж еш ь. Ибо ты от при роды веж лив... Одним словом, дочку принесли, когда чтение было в самом разгаре. Конечно, будь на месте Кедрина кто-то другой, он, по крайней мере, остановил бы. молодого стихотворца и побежал хотя бы взглянуть на ребенка. Кедрин постеснялся. Можно себе представить, с каким чувст вом дослушал Кедрин поэму. И все-таки он дослушал ее. Из нежелания обидеть. Ибо был «от природы вежлив». Он сам ощущал свою застенчивости и даже сокрушался в том же стихотворе нии, что у него не хватает духу «на докуч ный вопрос: «Вы дома?» — раздельно от ветить «В командировке». Сокрушался тем более, что докучавшие ему гости меша ли работать, мешали писать стихи. И, тем не менее, он дал стихотворению название «Страдания молодого классика», мгновен но, конечно, вызывающее в, памяти гёгев- ское — «Страдания молодого Вертера». То есть, с одной стороны — жалобы на застенчивость, а с другой — опять это ироническое отношение к себе: дескать, кто он такой, чтобы требовать, чтоб ему не мешали писать стихи,— Вертер, что ли? Или классик? В том-то и дело, что застенчивость — еще не определяющая черта характера, а, скорее, только внешняя примета человека. Амплитуда ее невероятно широка — от знаменитой скромности Антона Павловича Чехова до стыдливого румянца «голубого ; воришки» Альхена из, романа Ильфа и Пет рова. Конечно, можно решить, что в застен-. чнвости Кедрина проявился некий комп лекс неполноценности. Вот же — помни те? — он и сам мучительно переживает в «Поединке», что .не так здоров и муску лист, как его удачливый соперник. Но дело не в комплексе неполноценно сти. Тем более, что Кедрин чувствовал себя обделенным радостями жизни далеко не всегда. Кайсын Кулиев, знавший Кедрина и друживший с ним, получивший от него в дар очень теплое дружеское послание, ре шительно отвергает тот, может быть, на минуту возникающий у нас образ «книж ного червя» и сухаря: «Дмитрия Кедрина нельзя представить себе замкнутым, аскетичным и книжным...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2