Сибирские огни, 1973, №9

Геннадий Красухин ЛЕТОПИСЕЦ И ГУСЛЯР (О Д М И Т Р И И К Е Д Р И Н Е ) Одно из самых, может быть, лиричных стихотворений Кедрина — «Поединок». К нам в гости приходит м альчик Со сросш им ися бровями. П унцовый густой рум янец На см углы х его щ еках. Когда вы садитесь рядом. Я чувствую , что меж вами Я скучны й, немножко лишний, Педант в роговы х очках. Как ведет себя здесь кедринский герой? Он не сказал твердо: «Я — лишний». Он смягчил: «немножко лишний». «Немнож­ ко» —то есть в какой-то степени... Смяг­ чил не для того, чтобы солгать себе. Себе он не лжет: «я чувствую». Он даже грустно подсмеивается над собой: воображаю, мол, каким я выгляжу рядом с этой румяной, цветущей молодостью — «скучным», «пе­ дантом в роговых очках...» Нет, он сказал: «немножко» — от внут­ реннего такта. От нежелания, быть может, обидеть любимую резкостью — ведь все эти слова он говорит ей. Он видит, как за­ хвачена она новым чувством и как, очевид­ но, тяжело ей сознаться в этом. И он ста­ рается облегчить ей признание: Глаза твои лгать не могут. Как много огня теперь в них! А как они были тусклы... Откуда ж е он воскрес? Ах, этот рум яны й мальчик! Итак, это мой соперник. Итак, это мой Мартынов, Итак, это мой Дантес! Ему нелегко, он страдает. Но не упрека­ ет любимую, если ревнивая ирония и про­ скользнула в его разговоре с ней, в том ме­ сте, где он вспомнил, как тускло и невыра­ зительно она смотрела на него, то он сей­ час же дает понять, что иронизирует не над ней, нет! — над самим собой. Еще бы. Ведь если этот «румяный мальчик» —Дан­ тес, то сам-то он кто? Пушкин? Он даже развивает эту ироническую ана­ логию: Ну, что ж! Нас рассуди т п ар а Стволов роковы х Л епаж а На дальней глухой полянке Под М амонтовкой, в лесу. Два веж ливы х секун дан та. Под горкой два эк и п аж а Да седенький доктор в черном , С очкам и на злом носу. Вот какие пушкинские страсти должны разыграться в современной Кедрину под­ московной Мамонтовке! Пушкинские — ведь не только колорит и реквизит взяты из его времени. Даже эта фраза насчёт «стволов роковых Лепажа» — тоже пуш­ кинская. Это цитата из «Евгения Онеги­ на» — «Лепажа стволы роковые». Да и сам этот мальчик нравится кедрин- скому герою. Нравится цветущим здоровь­ ем и силой. Нравится, потому что как бы символизирует собой новое поколение — поколение, как его называли тогда, победи­ телей. Ведь не случайно, что именно с ним, с «румяным мальчиком», связана в представ­ лении Кедрина колоритнейшая примета времени: Н аверно, он ф и зкультурн и к. Из тех. чья ли хая стай к а Забила на стадионе И спании два гола. Это написано в 1933 году, когда между­ народные футбольные матчи с участием советской сборной были еще в новинку. С каким вниманием вся страна следила за игрой советской команды с басками и с ка­ ким упоением переживала победу над ни­ ми! С неменьшим, кстати, чем тогда, когда встречала спасенных челюскинцев, пилотов, совершивших дальние беспосадочные пере

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2