Сибирские огни, 1973, №9
Животновод, выводя новый вид овцы, ду мает о форме овцы. Почему же нам стыдно думать о форме романа?»1. Невнимание к проблемам формы и лите ратурного мастерства, по мнению Иванова, есть в конечном счете невнимание к содер жанию. «Литература та же война,— обра щается он к молодым писателям,— война с невежеством, темнотой, бескультурьем, бес человечностью; война за добро, за челове колюбие. И на этой войне, в этой схватке, каждый солдат литературы должен у м е т ь воевать, и не только у м е т ь , но и виртуозно владеть своим оружием, оружием слова. А иначе что порой получается? Палим с Шу мом, а мимо мишени!». И снова: «Литера торов много, а виртуозного владения сло вом мало»2. Доказывая эти свои мысли, Иванов впа дал порой в полемическую крайность; он заявлял, что «никакой опасности формализ ма в нашей литературе нет и просто быть не может, потому что это пройденный и очень короткий этап в жизни отдельных ли тераторов и никак не охватывает всей совет ской литературы» (VIII, 298). Когда в конце пути старый писатель ду мал о судьбах литературной молодежи, его тревожила не мнимая, с его точки зрения, «опасность формализма», а тот факт, что в литературной практике часто дискредитиру ется понятие новаторства. В его черновиках мы встречаем такую запись: «Любопытно следующее,— пишет Иванов, —’«новаторство», само слово, стало знаком хорошего тона. Поэтому новаторами назы вают себя художники, никакого отношения к новаторству не имеющие и являющиеся, в сущности, самыми настоящими эпигона ми. Все же настоящее новаторство они на зывают «лженоваторством», подражанием пройденному и т. п. терминами, которые именно относятся к ним. И чем сейчас ху дожник старомодней, чем сильнее он об крадывает старых мастеров, чем меньше у него своего, тем сильнее он кричит, что он — новатор. И это вполне естественно. «Не обманешь, не продашь»3. Слова эти сказаны писателем наедине с собой, сказаны запальчиво, резко. Они не вымерены на «весах» объективности, но они, что называется, идут от самого серд ца. За этими словами — весь Иванов, худож ник слова, редактор, педагог. Он призывает молодых к истинному новаторству, которое понимает как открытие новых путей в по знании человеческого мира. Литература, равнодушная к этому миру, и есть форма лизм. Такая литература, считал Иванов, уже лежит за «кромкой искусства»... ' В с . И в а н о в . П ереписка с А. М. Горь- ™ м . Из дневников и зап и сн ы х кн иж ек, стр. 2 В с. И в а н о в . П оддерж ивать стр ем л е ние к исканиям . — «Вопросы литературы » 1962. № 9, стр. 105. 2 М атериалы личного ар х и ва Вс. Иванова. * * * Опыт Иванова-редактора, литературно го наставника постепенно становится исто рией. Но это история, обращенная в сегод няшний день. Одну из глав своей новой ав тобиографической повести А. Приставкин назвал символично —«Урок Всеволода Иванова». Сколько было таких «уроков»! В полной мере нам их еще предстоит понять и постичь. Нет нужды говорить о том, что литера турная «педагогика» Иванова порою не бес спорна, что она была определена конкрет ной деятельностью писателя и редактора. Однако в этой «помноженности» на личный опыт одновременно состоит и главная цен ность педагогических выводов Всеволода Иванова. Почти 30 лет назад, на Первом Всесоюз ном съезде советских писателей, А. М. Горький поставил перед литературоведами и критиками важную, трудную задачу: «Нам необходимо выработать общую про грамму для занятий с начинающими писате лями,— программу, которая исключила бы из этой работы субъективизм, крайне вред ный для молодых... В нашей стране недопу стимо, чтобы рост литературы развивался самотеком, мы обязаны готовить смену се бе...»1. Минувшие годы не уменьшили, а еще бо лее увеличили необходимость в обобщении, систематизации работы с начинающими ав торами. Насущную потребность в этом каж додневно ощущают редакторы, литконсуль- танты, и, конечно, сами молодые литерато ры. Чтобы создать такую «общую програм му», о которой говорил Горький, нужно прежде тщательно изучить разнообразный опыт литературного воспитания, накоплен ный многими видными советскими писате лями. ...Незадолго до смерти, уже тяжело боль ной, Вс. Иванов читал рукописи начинаю щих. С каким-то особым тщанием делал пометки на полях, писал отзывы... «Чему бы я хотел научить молодых авторов? — спро сил он себя в дневнике. И ответил: —Упор ству. Я не думаю, что любви к искусству нужно учить, любовь есть любовь, ее нуж но добиваться»2. Это последняя запись дневника Иванова. В те же дни он писал одному из авторов: «Без любви... искусство невозможно». Не случайно это повторение. Именно лю бовь к искусству и упорство были «вечны ми спутниками» Всеволода Иванова в лите ратуре. В этих словах — смысл и пафос его дол гой писательской жизни. И его завещание молодым. 1 А. М. Горький. Заклю чи тельн ое слово на П ервом В сесою зном съ езд е советски х п и са тел ей .— П ервы й В сесою зный съ езд совет ск и х п и сателей . С тенограм м а. М., 1934 стр 6 8 0 -6 8 1 . 2 В с. И в а н о в . П ереписка с А. М. Горь ким. Из дн евн и ков и зап и сн ы х кн иж ек стр. 445.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2