Сибирские огни, 1973, №9
‘крайне актуальные для нашей современной литературы». А читая рукопись Н. К. «Павел Нилин в работе над повестью «Жестокость» (опыт художника)», Иванов одобряет попытку ав тора проникнуть в творческую лабораторию писателя, показать сложный процесс пере работки П. Нилиным своей довоенной ма лоудачной повести «О любви» в повесть «Жестокость». Иванов только советует кри тику пойти еще дальше в этом направлении, задуматься над тем, «какими приемами до бивается того или иного впечатления пи сатель, чем красочен или чем слаб его язык, каково его чувство природы, как он описывает человека внешне и так далее». VI Иванов-художник был бесстрашным но ватором. Критики не раз отмечали: если по ложить рядом его произведения разных лет, трудно порой представить, что писал их один человек. Это было отнюдь не бессо знательное «блуждание таланта». Поиски были продиктованы твердым убеждением писателя: только, попробовав себя во мно гих жанрах и стилевых манерах, художник разовьет свой талант, обретет «неповтори мое лицо». С удивительной последовательностью •— чз года в год — на любого рода совещаниях и, конечно, в своих письмах к начинающим Вс. Иванов повторял одну и ту же, в сущ ности, мысль. Ту, что так коротко сформу лировал в дневнике: «писатель-эксперимен- 'татор». Он поставил дефис между двумя словами, отмечая их внутреннюю неразрыв ность, подчеркивая таким образом важней шую особенность литературного творчества. Как о главном выводе своей долгой жиз ни в искусстве, говорил Иванов па Третьем всесоюзном съезде писателей: «Нужно, по зволить и помогать молодым авторам эк спериментировать, искать свой стиль, свою манеру письма. Это очень важно!» (VIII, 298). Иванов всячески поддерживает у начи нающих попытки эксперимента, поиска. Вот перед ним произведения В. Чукреева — главы из романа «На широких просторах» и рассказ «Орудия в чехлах». Редактор ви дит в них немало недостатков: перегружен ность деталями, неразработанность харак теров героев... Но как успех прозаика он отмечает то, что обе рукописи «написаны почти в разных манерах». «Я говорю «поч ти»,—уточняет Иванов,— потому, что моло дому автору, конечно, трудно, по неопыт ности, написать два произведения совер шенно по-различному». «По-видимому, Федот Сучков —очень способный человек, — заключает Иванов, знакомясь с рукописью другого молодого писателя,— Его стихи, переводы и его по весть— противоположны по манере изложе ния. Эго говорит о многообразии таланта, а это хорошо» Верный своему принципу. Вс. Иванов — председатель экзаменационной комиссии Литинстнтута — берет «под защиту» А, Спирина, представившего в качестве дип ломной работы детские рассказы, рассказы о животных, очерки, сценарий. «...Много го ворили о том, что Спирин слишком разно образен,— возражает Иванов другим ре цензентам.— ...То, что человеку хочется пи сать и очерки, и рассказы,— это положи тельное явление, а не недостаток. Если мы за один вечер выпускаем пять поэтов — ни чего в этом хорошего нет. Мы ведь выпу скаем учеников, которые должны делать все». Тонко угадывая еще не выявившуюся до Конца индивидуальность, Иванов, как мы помним, нередко советует начинающим «сменить жанр». В новом жанре, кажется ему, могут — неожиданно и ярко — рас крыться и новые грани дарования. Прочитав басни В. И., Вс. Иванов нахо^ дит, что автору нужно еще много работать и «прежде всего в других жанрах». Редак тор улыбается: «Великий Крылов, и тот пи сал не только одни басни». «Горячо реко мендую В. П.,— продолжает Иванов,— пом нить, что время,— чем дальше, тем боль ше,— будет настойчиво требовать от нас повышения качества нашей работы и разно образия жанров». Вс. Иванов подчеркивает, выделяет свои педагогические принципы. Он не просто одобряет все то же «разнообразие» в рабо тах студента Литинститута Станислава Ан тонова (сборник одноактных пьес и крити ческий очерк), но хвалит его литературных наставников, «задача которых, по-моему, не только в том, чтобы совершенствовать да рование студента в одном жанре, но рас крыть прелесть всех жанров литературы». В связи с этим интересно обратиться к истории одного неосуществленного изда тельского начинания Вс. Иванова. Много кратно в 30-е годы он тщательно продумы вал и предлагал проект создания экспери ментального журнала прозы и поэзии. «Пусть этот журнал будет нашей лаборато рией,— размышлял писатель.— Ученые ведь имеют лаборатории. Почему же мы не мо жем иметь журнал лабораторного свойст ва?»1. Эта мысль так занимала Иванова, что, кажется, и спустя Десятилетия он все еще приводил доводы в пользу такого издания! «Поддерживать стремление к исканиям» — назвал он свой ответ на вопрос журнала «Вопросы литературы»: «Что вы думаете о творческой работе молодых литераторов?» И опять: «...Без эксперимента не могут развиваться ни наука, ни искусство. Это мое глубочайшее и давнее убеждение. Эк сперимент у нас в литературе малопопуля рен: «Валяй под классиков — и весь за кон!». И забывают о том, что классики в свое время тоже любили эксперимент, что даже Пушкин был экспериментатором! Мне кажется, что если уж поддерживать и развивать начинающих писателей, то надо поддерживать и их стремление к экспери менту. к опыту, к исканиям,— конечно, к 1 «Л и тературная газета». 1933. 11 ноября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2