Сибирские огни, 1973, №9
чтобы «производство» не заслоняло обыкно венной жизни людей». Характерную ивановскую мысль вспоми нает писатель С. Дроздов. Автор, «изучая жизнь» героя, должен не просто запомнить внешние детали, но по этим деталям поста раться увидеть многое: рифы и гавани чело веческой судьбы. «Какие бы события ни от ражал в своем произведении художник,— говорил Иванов,— каких бы людей ни по казывал,— обязан сам «прожить» жизнь каждого, чтобы было что сказать о ней». С. Дроздов добавляет: «Мысль, высказан ная Вс. Ивановым, не новая, но она как-то запала мне в душу»1. Писатель признается: он часто возвращался к этим ивановским словам, когда работал над историческим романом «На переломе» —книгой много плановой, в центре которой стоит образ В. И. Ленина2. Автор задумывается: как можно «изучить жизнь», если речь идет о событиях давно минувших? (Дело ведь не только в том, чтобы освоить архивный ма териал). И снова он находил ответ у Вс. Иванова: важно прежде всего изучить логи ку развития людских характеров, понять, представить столкновения этих характеров. И, конечно, литературный педагог уже не преувеличивает значение творческих коман дировок для писателя: «Боль нельзя из учить, пока сам не переболеешь»3. Мы знаем, что, осмысливая свою литера турную практику, многие писатели приходи ли в 50—60-е годы к тем же выводам, что и Вс. Иванов. «Жизненный опыт, знание жизни приоб ретаются не случайными «творческими ко мандировками». Вся жизнь писателя есть непрерывное, ежедневное наблюдение и из учение»4. Это говорил на Всесоюзном сове щании молодых писателей Борис Горбатов, которого всегда отличал интерес к «злобе дня», к судьбам производства. А вот на что обращал внимание студен тов Литературного института другой ху дожник слова — тоже с необычайно обост ренным публицистическим зрением: «Конечно, путешествия дают много писа телю, как они дают много любому человеку. Естественно, что писатель, который готовит или пишет роман, может поехать в далекий город, или на строительство, или в дерев ню, чтобы проверить те или иные особен ности быта, детали обстановки, фон изобра жаемой им драмы. Но наивно рассчитывать, что роман подвернется под руку, что автор сможет где-нибудь по дороге подобрать идею книги. Можно пойти в лес за грибами, трудно представить себе экскурсию, посвя щенную сбору человеческих страстей»5. ...В свете своего «педагогического» опыта Иванов увидел еще один, несколько неожи' Письмо С. С. Д р о з д о в а от 28 ян ва ря 1973 г. _ 2 С. Д р о з д о в . На переломе. С тавро поль. 1968. , „„ „ 3 Вс. И в а н о в . П ереписка с А. М Горь ким. Из дневников и записны х книж ек, стр. 375 • Б. Г о р б а т о в . Ж изнь и кн и га.— В сб.: «О писательском труде». М., 1955, стр. 68. 5 И л ь я Э р е н б у р г . П исатель и ж и зн ь. В сб.: «О писательском труде», стр. ЗЬ8. данный, но, по его мнению, чрезвычайно актуальный аспект этой проблемы. Писатель задумывается над замечаниями критиков, постоянно упрекающих молодых авторов в «незнании жизни». Эти упреки стали уже «общим местом» и своеобразной критической «палочкой-выручалочкой»: именно незнанием жизни объясняются во многих статьях и рецензиях недостатки произведения. «Иногда это так и есть»,— замечает Ива нов. Но, прочитав сотни рукописей начина ющих, познакомившись с их часто совсем не простыми биографиями, он убеждается: «...У нас п о ч т и нет писателей, не знающих жизни, всех ее сложностей, всех ее трудно стей, не говоря уже о радостях»1. Иванов считает: дело не в том, что моло дые не знают жизни, но в том, что они по рою «не умеют выразить образами свое знание и понимание жизни». Здесь точно определена причина; многих художнических неудач. Как часто начина ющие писатели, столкнувшись с трудностя ми отражения в искусстве пережитого ими, пытаются вместить собственный и всегда неповторимый опыт в рамки тривиальной литературной схемы. И происходит пара доксальное превращение: уже не отличишь друг от друга два художественных видения, одна книга походит на другую. И кажется: писатель не знает жизни... У многих молодых литераторов Иванов от мечает это «невладение искусством пись ма». Довольно типичен его отзыв о С. Д.: «...Автор обладает литературными способ ностями, но применить эти способности не умеет и этим портит работу, которая могла бы быть хорошей». У прозаика П. В. Иванов видит выдумку, воображение, так необходимые писателю, но замечает, что «изобразительные средст ва» автора «крайне слабы», «не поднима ются выше газетного очерка». Вс. Иванов хорошо сознавал всегдашнюю насущность профессионального разговора с молодым писателем. Еще в 20-е годы, от вечая на анкету о состоянии современной критики, он думает прежде всего об этом. Думает о тех, кто пришел в литературу не давно, вместе с революцией: «...нервность, вызванная революцией и войной, породила в россиянах обилие образов и необходи мость их высказать. Пишут много, очень много. И, видно, многое могли бы сказать люди, но не умеют. Критика наша обязана уделять большое внимание совершенству писательского ремесла, а она и сама в этом мало что понимает»2. Примечательны в этом контексте советы Иванова начинающим критикам. Знакомясь со статьями А. Ш., он с удивлением замеча ет: «Очень странным мне кажется для мо лодого критика, что его почти совершенно не занимают вопросы мастерства и формы, 1 Вс. И в а н о в . П оддерживать стрем ле ние к и скан и ям ,— «Вопросы ли тературы ». 1962, № 9. стр. 105. 2 Вс. И в а н о в . Что я больш е всего ц е ню ,— «Ж урналист». 1926. № 4, стр. 22.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2