Сибирские огни, 1973, №9
дело не в этом, а дело в том, что где-то должно быть и с в о е, А вот этого своего я почти не нахожу». «Ученическая работа: «под Бунина». Так коротко и довольно точно характеризует Иванов рассказы Г. К. Но в рукописи есть и «свой взгляд, наблюдательность, и, глав ное, меньше, чем у Бунина, тоски и обречен ности». А значит, полагает Иванов, «урок удался»... Столь же удачно, по его мнению, преодо левает влияние «романтизма» 30-х годов по эт И. Ж.: учение «идет так успешно, что он может превратиться в настоящего масте ра». «По стилю своему, Н. Т,— ученик школы Чехова. Но концовки рассказов, да, пожа луй, и все строение их, уже —наше, совре менное, очень острое и будоражащее». Мы замечаем, что, рассматривая вопрос о влиянии классиков на творчество начина ющих, Иванов не сводит это влияние к сти лю произведения. Его внимание привлекает миросозерцание автора. В этом плане воз действие больших мастеров бывает не всег да однозначным. Порою оно довольно есте ственно, когда «чужое» как бы «накладыва ется» на собственные переживания писате ля. Например, говоря о влиянии произведе ний Есенина на стихи С. С., Иванов тонко подмечает: «Подражательность эта погло щается настоящей любовью к родным ме стам». Часто же заимствования или даже реми нисценции не являются органичными в но вой художественной системе, а иногда, под ражая, литератор «наступает на горло соб ственной песне». Чтобы лучше проследить многие оттенки в отношении Иванова к этой проблеме, при ведем еще несколько примеров, связанных с влиянием на начинающих творчества то го же С. Есенина. Отголоски есенинской поэтики Иванов чувствует в стихах М. П.— во всем их об разном строе: Из пруда, не спеша. В тихую погоду Месяц пьет, из ковша. Голубую воду... Но это влияние представляется Иванову «благотворным». Ведь поэт учится «тому н а с л а ж д е н и ю жи з н ью , которое так великолепно и стройно умел выражать Есе нин». Кроме того, по нескольким стихотво рениям. по лирической поэме «Отец» Ива нов ощущает, что чисто стилистическое вли яние Есенина, «принеся свои плоды», уже исчезает. Постепенно М. П. приобретает «свое, оригинальное, лицо и свой, ориги нальный, поэтический стиль». «С. Есенин — не плохой учитель и рабо тать с ним можно и следует».—говорит Иванов в отзыве на стихи О. А. Но иногда влияние С. Есенина к-ажется редактору пагубным для литератора В сти хах В. К он слышит те есенинские, интона ции, «когда этот изумительный поэт впадал в мало, свойственное ему сентиментальное настроение; попросту — «куксился». Иванов несколько утрирует реакцию читателей поэта, сужает их круг: «Барышням и моло дым людям, которым казалось, что их жизнь безвозвратно разбита и потеряна, это нравилось и тогда. И сейчас нравится. Нравится, наверное, и В. К.». Однако Вс. Иванов прав в главном: за есенинским «надрывом» видна трагедия че ловеческой личности; за сентиментально стью В. К.— только неумелый «перепев» Давно замечено, что в отдельные десяти летия начинает вдруг обостряться интерес к творчеству того или иного классика. Это чувствуют и читатели, и литературоведы. Но, пожалуй, более других ощущают ко лебания литературной «моды» редакторы и литконсультанты. Например, в конце 20 — начале 30-х годов начинающие особенно часто подражали Толстому, в 50—60-е годы — Чехову... Иванов понимал, что эти «ко лебания» всегда обусловлены «духом вре мени», особенностями литературного про цесса. «...Остро чувствуется влияние творчества Горького,— пишет он о первых произведе ниях А. Приставкина.— Это — приятно». Иванов рассказывает о своих наблюдениях: «Последнее время я замечаю, что на моло дых писателей больше влияет Чехов, чем Горький. Слов нет, Чехов— великий писа тель, но мне кажется, что для показа на шей действительности,— если уж брать учи телем,—лучшим учителем является Горь кий. У Горького больше веры в человека, и я бы сказал, что краски его — выпуклее, ярче, бодрее и больше соответствуют нашей эпохе, чем краски какого-либо другого пи сателя». Думается, что имеющееся здесь противо поставление скорее невольно, чем сознатель но. Оно —от стремления Иванова убедить начинающих авторов не замыкаться в русле одной традиции; от его желания показать достоинства горьковской «школы», И еше здесь по-своему сказалось мучив шее писателя беспокойство. «Современная русская проза,— резко заявляет он в другой раз,—за немногими исключениями, очень суха, почти протокольна, и, скажем, мета фору в ней встретить так же трудно, как в каком-нибудь судебном отчете...». Следование начинающих литературной моде (пусть даже'это мода и на любимого Ивановым Чехова!) тревожит редактора — ведь «мода» нередко держит автора в сво их «тисках», не дает прислушиваться к го лосу собственного дарования. Напряженную внутреннюю, борьбу, мо жет быть, даже не вполне, осознанную са мим прозаиком, Иванов видит в рассказах Л. М. «Автор словно боится отдать себя во власть полной поэтичности», «...мода сейчас на чеховско-пушкинскую: «сухость и чет кость». Задумываясь над этой, по-своему драма тической, коллизией, Иванов опять говори« «Гоголя и даже горьковской . образности у нас теперь мало: хорошо это или плохо вопрос другой; к выводу, что без образно сти плохо, молодые писатели наши придут сами несколько попозже, лет через пять».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2