Сибирские огни, 1973, №9
«Советовать работать над собой? — спра шивает он, прочитав рукопись Е. Ю.— Ко нечно, это единственный выход. Но понима ет ли Ю.— к а к работать над собой?». В рецензии на стихи И. Ф.: «Рекомендо вать работать — всякий может. Начинаю щему писателю важно указать — в каком направлении ему нужно работать». И снова: «...важно лишь определить та лант и дать ему направление». Невольно припоминаешь здесь одно из писем Горького, где он с иронией перечис лял те пометки-отписки, которыми обычно ограничиваются редакторы и литконсуль- танты: «слабовато, но есть хорошие места», «учитесь, работайте над собой», «неориги нально, много шаблона», «учитесь технике»... Горький констатировал: «Все эти слова ни чего не говорят начинающим авторам, это не учеба, а фабрикация обиженных и недо вольных»1. Вс. Иванов считал, что редактор призван разглядеть в рукописи главное — индиви дуальность автора, в мелочах, в деталях должен увидеть возможности для творче ского роста. Он не раз писал об особом да ровании редактора-воспитателя, который, тонко чувствуя неповторимость художника слова, помогает писателю «идти к самому себе», отделять зерна от шелухи. Многое заметить и понять в творчестве других писателей Вс. Иванову помогал собственный опыт художника. Всю жизнь, словно о чем-то несбыточном, он мечтал о полном самовыражении. И он знал, как это важно для творца. Он писал в дневнике: «...если уж в такой стране, где были Чехов и Достоевский, быть писателем, то надо быть очень хорошим, а для этого п о л н о с т ь ю развить себя». Будто думая о начинающих, Иванов добавлял: «А развить себя — одному не всегда удается»2. В сущности, все его советы молодым пи сателям— о том, «как развить себя». Тому же И. Ф. Иванов рекомендует заняться пе реводами, подметив, что «переводческая ра бота очень обогащает дарование» этого ли тератора. В стихах К. О. он чувствует «сильную драматическую ноту». («Если б я смел советовать поэту, я бы советовал К. О. писать драмы,— может быть, даже и сти хами; мне кажется, что из него вышел бы своеобразный драматург»). Очеркисту А. Б., по мнению Иванова, нужно развивать «бел летристическую жилку», может быть, по пробовать писать романы. А в рукописи поэта И. Курлата он выде лил детские стихи. В них Вс. Иванов приме тил «юмор, веселое восприятие мира, вос хищение миром, трудом, профессиями самы ми разнообразными». Автор не пренебрег суждением Иванова. «Именно потому, что Вс. Иванов «разглядел» во мне детского пи сателя,— вспоминает И. Курлат,— я почти забросил «взрослые» стихи и стал писать 1 М. Г о р ь к и й . Собр. соч.. т 25. М.. 1953, стр. 45 —46. 2 Вс. И в а н о в . П ереп и ска с А. М. Г орь ким. Из дн евн и ков и зап и сн ы х книж ек, стр. 414. преимущественно для ребят»1. Недавно поэт выпустил свою тридцатую книгу... Тонко понимая психологию творческого процесса, Иванов советует молодым писа телям, как добиться «раскованности», сво боды письма. «Работая над рассказом,— пишет он В. Чукрееву,— автору не надо ду мать о редакторах и о том, как будет вы глядеть рассказ в напечатанном виде. Толь ко отказавшись от этих мыслей, автор смо жет «сделать действующих лиц «живыми людьми». Иванов, конечно, сознавал определенную условность, приблизительность литератур ной консультации. Он считал это даже есте ственным, говорил: «К счастью для нас, та ланты развиваются неожиданно». И все же Иванов стремится максимально точно поставить «диагноз» рукописи, опре делить направление дальнейшей работы ав тора. Поэтому, читая произведения начина ющих, он хочет «видеть не только достигну тые результаты, но и путь, по которому шел» писатель. Хочет понять характер твор ческих исканий, их эффективность и то, в чем они оказались неверными. Иванов не раз подчеркивает: «Желательно, чтобы поэт и прозаики давали первые свои работы и последние. Хорошо также, чтобы работы по мечались годами их создания». Конечно же, это предложение было про диктовано стремлением сделать литератур ную «педагогику» более действенной, пони манием непоправимости каждой редактор ской ошибки, чувством ответственности за судьбу таланта. ...У кого учиться начинающим? Чему учиться? Как учиться? Вот круг вопросов, над которыми неизменно задумывался Ива нов— воспитатель литературной молодежи. Он мечтал о продуманной, гибкой, систе матической литературной учебе. В 1934 го ду замечал с грустью: «Как ни странно, но писатели по сие время остались на самой низшей ступени «технического» образо вания. Один сапожник жаловался мне: «Ну, как же мы учились? Очень плохо учились. Ну, скажем, поступаю я к мастеру, мастер тебе ничего не показывает, а ты ходи под ле, гляди на его руки, приглядывайся, как он тачает. Старайся понимать его работу». Вс. Иванову писатели напоминают этих сапожных подмастерьев — «каждый в отдельности старается понять, как «тачал» свои романы Лев Толстой или А. С. Пуш кин»2. Не раз Иванов пытался проверить КПД различных форм литературной учебы и по рой мучительно приходил к выводам неуте шительным. Например, в последние годы жизни он вглядывался в творчество иных выпускников Литинститута и недоумевал: люди вроде бы не бездарные, но так и не сумели «раскрыться», найти себя. Иванов писал тогда: «Что-то неправильное есть в системе нашего образования». 1 П исьмо И. Б. К урлата от 10 ян в а р я 1973 г. 1 В с. И в а н о в . П очему и к ак появи лся «Б рон еп оезд».— В сб.: «С оветские д р ам а турги о своем творчестве». М., 1967, стр. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2