Сибирские огни, 1973, №9

Требования литературной этики — едва ли не самые важные для Иванова, воспи­ тателя литературной поросли. Красноречи­ во замечание М. Прилежаевой, знавшей его на посту председателя приемной комис­ сии Союза писателей. Он был очень терпим и доброжелателен к писательской молоде­ жи, никогда не прощал только одного — «нравственной нечистоплотности, меркан­ тильности, делячества»1. Борьба с «эгоизмом в искусстве» — это, по Иванову, и борьба с литераторским ин­ дивидуализмом. Настораживает Иванова-редактора сти­ хотворение туркменского поэта Ш. Б. «У моря». Автор высмеивает писателя, при­ ехавшего к рыбакам и с радостью первоот­ крывателя записывающего в свой блокнот слова: «севрюга», «камбала», «сазан»... Ива­ нов усмотрел здесь «тенденцию молодых писателей охаивать своих собратьев по пе­ ру, как молодых, так и старых». «Это не­ хорошо и плоско,— замечает Иванов.—• Свое дело и своих собратьев по перу надо прежде всего уважать. Взаимное уваже­ ние сближает людей, а это особенно необ­ ходимо нам, литераторам, всем характером нашей работы оторванным от коллектива». И снова: «Я подчеркиваю это еще раз, чтоб обратить внимание и предостеречь молодых товарищей от дурной тенденции». Еще один аспект проблемы «эгоизма в искусстве» был связан для писателя с кон­ кретными страницами его биографии, с ди­ леммой, которую он разрешил для себя. Иванов был уверен, что творец обязан за­ черкнуть в себе честолюбивое желание сию­ минутных всходов. Должен, не прельщаясь ничем, пахать трудную целину искусства. Должен остаться верным своему дарова­ нию... На этот нелегкий, но единственный для художника путь Иванов и выводил своих питомцев. И не только не скрывал, но вся­ чески подчеркивал тяготы литературного призвания. Прочитав на защите диплома Н. Бейли­ ной одну «чересчур резкую», «сердитую» рецензию, «начисто почти зачеркивающую своеобразное дарование» прозаика, Иванов счел этот отзыв полезным: «...поскольку по­ ложительных рецензий больше, постольку отрицательная рецензия имеет воспитатель­ ное значение. Автору, как и всякому авто­ ру, следует помнить, что на литературной дороге, помимо роз, вернее среди роз, есть и тернии...». Критику М. С. он советует подумать по­ больше о трудностях выбранного им пути и о том, что «критику не столько трудно пи­ сать, сколько трудно выбирать — о к ом п и с а т ь ? Много призванных, но мало из­ бранных; простите, что несколько переина­ чил изречение». В разговоре с другим начинающим кри­ тиком Иванов как бы продолжает свою мысль: «И не нужно товарищам огорчать­ ся, если их на этом пути будут иногда ' М. П р и л е ж а е в а . «Мир был огром ­ нейший, веселый... творящий!» — В сб.: «Всеволод Иванов — писатель и человек», стр. 221. встречать неудачи. Путь критики, как из­ вестно, труден, а путь новой критики — тем более». Иванов не преувеличивал эффективности литературного воспитания. Важно прежде всего с а м о в о с п и т а н и е молодого художника слова. Во-первых, всякий автор, по его мнению, должен сознательно, реально относиться к собственному дарованию, стараться понять его особенности. Такое понимание поможет писателю и более точно определить харак­ тер творческих поисков, и более трезво вос­ принять советы критики — внять им, а мо­ жет быть, пренебречь. Нельзя ломать и на­ силовать свой талант — надо его развивать. Это убеждение не раз заставит Вс. Ивано­ ва тревожно предупредить молодого лите­ ратора, как предупреждает он, например, Э. Ш.: «...из него писатель получится,— ес­ ли он более вдумчиво отнесется к своим литературным способностям...». А прозаика Е. Б. Иванов призывает «к борьбе за свое дарование». Нет, литературный наставник отнюдь не за рационализм — избыток рассудочности также вреден в искусстве. Но Иванов под­ черкивает то, насколько важно правильно «организовать» свои способности. История литературы дает множество фактов для то­ га, чтобы составить огромный каталог ин­ тересно задуманных, возможных, но так и не написанных книг. Поэтому, обращаясь к начинающим, Иванов повторяет как запо­ ведь: «Снег тает от тепла. Деньги тают вт расточительности. Талант тает от безза­ ботности и неряшливости,— как твоей, писа­ тель и поэт, так и от неряшливости твоих друзей и наставников...»1. Проблему самовоспитания писателя Вс. Иванов рассматривал и в еще одном плане. Он тонко понимал состояние начина­ ющих — их сомнения, неуверенность в се­ бе. Читая произведения В. Титаренко, Ива­ нов думает о том, что каждый молодой ли­ тератор задает себе вопрос: «Писатель я или нет?». И часто «внутренне растерян» от такого вопроса. Но талант не раскроется, не выявится, если сомнения не будут по­ беждены. В этом твердо убежден Вс. Ива­ нов. Нужно «больше... верить в самого се­ бя»,— говорит @н тому же В. Титаренко. Без веры в свою «звезду» художнику слова н.е одолеть литературную дорогу. «...Единст­ венное, что могу Вам посоветовать,—• му­ жайтесь, пишите, верьте, что своего до­ бьетесь»2. В этих строках Из ивановского письма павлодарскому литератору Валентину Фи­ латову заключено и пожелание, и откро­ венное признание старого писателя молодо­ му собрату. Да, многие ученики Вс. Иванова могут сказать о себе словами омича Николая Бу­ това: «На моем пути были удачи и неуда­ чи, но в трудные минуты меня всегда окры­ ляет его напутствие: ' В с . И в а н о в . П оддерж ивать стр ем л е­ ние к и ск ан и ям .— «Вопросы литературы », 1962, № 9, стр. 106. 2 «Всеволод Иванов — п и сатель и человек», стр. 355.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2