Сибирские огни, 1973, №9
Требования литературной этики — едва ли не самые важные для Иванова, воспи тателя литературной поросли. Красноречи во замечание М. Прилежаевой, знавшей его на посту председателя приемной комис сии Союза писателей. Он был очень терпим и доброжелателен к писательской молоде жи, никогда не прощал только одного — «нравственной нечистоплотности, меркан тильности, делячества»1. Борьба с «эгоизмом в искусстве» — это, по Иванову, и борьба с литераторским ин дивидуализмом. Настораживает Иванова-редактора сти хотворение туркменского поэта Ш. Б. «У моря». Автор высмеивает писателя, при ехавшего к рыбакам и с радостью первоот крывателя записывающего в свой блокнот слова: «севрюга», «камбала», «сазан»... Ива нов усмотрел здесь «тенденцию молодых писателей охаивать своих собратьев по пе ру, как молодых, так и старых». «Это не хорошо и плоско,— замечает Иванов.—• Свое дело и своих собратьев по перу надо прежде всего уважать. Взаимное уваже ние сближает людей, а это особенно необ ходимо нам, литераторам, всем характером нашей работы оторванным от коллектива». И снова: «Я подчеркиваю это еще раз, чтоб обратить внимание и предостеречь молодых товарищей от дурной тенденции». Еще один аспект проблемы «эгоизма в искусстве» был связан для писателя с кон кретными страницами его биографии, с ди леммой, которую он разрешил для себя. Иванов был уверен, что творец обязан за черкнуть в себе честолюбивое желание сию минутных всходов. Должен, не прельщаясь ничем, пахать трудную целину искусства. Должен остаться верным своему дарова нию... На этот нелегкий, но единственный для художника путь Иванов и выводил своих питомцев. И не только не скрывал, но вся чески подчеркивал тяготы литературного призвания. Прочитав на защите диплома Н. Бейли ной одну «чересчур резкую», «сердитую» рецензию, «начисто почти зачеркивающую своеобразное дарование» прозаика, Иванов счел этот отзыв полезным: «...поскольку по ложительных рецензий больше, постольку отрицательная рецензия имеет воспитатель ное значение. Автору, как и всякому авто ру, следует помнить, что на литературной дороге, помимо роз, вернее среди роз, есть и тернии...». Критику М. С. он советует подумать по больше о трудностях выбранного им пути и о том, что «критику не столько трудно пи сать, сколько трудно выбирать — о к ом п и с а т ь ? Много призванных, но мало из бранных; простите, что несколько переина чил изречение». В разговоре с другим начинающим кри тиком Иванов как бы продолжает свою мысль: «И не нужно товарищам огорчать ся, если их на этом пути будут иногда ' М. П р и л е ж а е в а . «Мир был огром нейший, веселый... творящий!» — В сб.: «Всеволод Иванов — писатель и человек», стр. 221. встречать неудачи. Путь критики, как из вестно, труден, а путь новой критики — тем более». Иванов не преувеличивал эффективности литературного воспитания. Важно прежде всего с а м о в о с п и т а н и е молодого художника слова. Во-первых, всякий автор, по его мнению, должен сознательно, реально относиться к собственному дарованию, стараться понять его особенности. Такое понимание поможет писателю и более точно определить харак тер творческих поисков, и более трезво вос принять советы критики — внять им, а мо жет быть, пренебречь. Нельзя ломать и на силовать свой талант — надо его развивать. Это убеждение не раз заставит Вс. Ивано ва тревожно предупредить молодого лите ратора, как предупреждает он, например, Э. Ш.: «...из него писатель получится,— ес ли он более вдумчиво отнесется к своим литературным способностям...». А прозаика Е. Б. Иванов призывает «к борьбе за свое дарование». Нет, литературный наставник отнюдь не за рационализм — избыток рассудочности также вреден в искусстве. Но Иванов под черкивает то, насколько важно правильно «организовать» свои способности. История литературы дает множество фактов для то га, чтобы составить огромный каталог ин тересно задуманных, возможных, но так и не написанных книг. Поэтому, обращаясь к начинающим, Иванов повторяет как запо ведь: «Снег тает от тепла. Деньги тают вт расточительности. Талант тает от безза ботности и неряшливости,— как твоей, писа тель и поэт, так и от неряшливости твоих друзей и наставников...»1. Проблему самовоспитания писателя Вс. Иванов рассматривал и в еще одном плане. Он тонко понимал состояние начина ющих — их сомнения, неуверенность в се бе. Читая произведения В. Титаренко, Ива нов думает о том, что каждый молодой ли тератор задает себе вопрос: «Писатель я или нет?». И часто «внутренне растерян» от такого вопроса. Но талант не раскроется, не выявится, если сомнения не будут по беждены. В этом твердо убежден Вс. Ива нов. Нужно «больше... верить в самого се бя»,— говорит @н тому же В. Титаренко. Без веры в свою «звезду» художнику слова н.е одолеть литературную дорогу. «...Единст венное, что могу Вам посоветовать,—• му жайтесь, пишите, верьте, что своего до бьетесь»2. В этих строках Из ивановского письма павлодарскому литератору Валентину Фи латову заключено и пожелание, и откро венное признание старого писателя молодо му собрату. Да, многие ученики Вс. Иванова могут сказать о себе словами омича Николая Бу това: «На моем пути были удачи и неуда чи, но в трудные минуты меня всегда окры ляет его напутствие: ' В с . И в а н о в . П оддерж ивать стр ем л е ние к и ск ан и ям .— «Вопросы литературы », 1962, № 9, стр. 106. 2 «Всеволод Иванов — п и сатель и человек», стр. 355.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2