Сибирские огни, 1973, №9
нюю работу писателя над романом превра тил в десятидневную». Нисколько не сомне ваясь в значительности своего труда, автор просил, «чтобы ему в помощь отрядили трех писателей —Фадеева, Шолохова и Павленко — и дали на окончание романа 10000 рублей». «Случай этот, конечно, редкий,—пишет Иванов,— как и редка по безграмотности и напыщенности рукопись инженера Ш.». Слу чай курьезный, но за курьезом автору ста тьи видятся просчеты в работе с молодыми писателями. Вс. Иванов отстаивает прежде всего до стоинство искусства, которому не нужны ремесленнические поделки. С тревогой он думает и о судьбах людей —легкомыслен но поощряемое графоманство может приве сти их к жизненной трагедии. Мнимая за бота о начинающих, кажется писателю, спо собна «испортить, быть может, отличного инженера и прибавить к литературе и ее передним лишнего халтурщика». Иванов-педагог часто повторяет: нет двух литератур — одной для начинающих, дру гой для классиков. Есть одна великая рус ская литература, которую каждый из пи сателей творит ежечасно. Для Вс. Иванова прежде всего важна истинная ценность рукописи. Весьма харак терен его отзыв на произведения одного поэта: «Какие ни делай оговорки, какие ни высказывай надежды, а все-таки надо пря мо сказать, что стихи Г. И. очень и очень посредственны»', II Легко заметить, что Вс. Иванову свойст венно внимание не только к произведению, но и к личности писателя. Например, ему очень важно знать возраст автора. От это- г» во многом зависит характер его сове тов начинающим. Педагогика всегда конк ретна, литературная педагогика — тоже. Вс. Иванов верит в молодость, в ее твор ческую устремленность, в ее способность уй ти от штампа, шаблона. Прочитав сборник рассказов М. П., задумывается: «А любо пытно—сколько лет автору?.. Если автор молод, рассказы — хороши, из него несом ненно выйдет беллетрист. Если автор — на возрасте, то от него трудно ожидать чего- либо выдающегося, того, что создает под линную художественную литературу». Поч ти то же самое Иванов пишет о прозаике Г. К.: «...из парня выйдет толк,—не знаю хотя, сколько ему лет?.. Если молод, толк непременно выйдет». О В. Парфентьеве: «Он молод, а это для поэта —качество, ко торое тоже надо принимать во внимание». Иванов подбадривает тех авторов, кому приходится преодолевать не только трудно сти творческие, но и иные —«внешнего по рядка». Наверное, при этом он вспоминает свой собственный тернистый путь в литера туру. «Мягкостью, человечностью, задушевно- 1 ЦГАЛИ, ф 632. оп 1. ея. хр. 3624. Здесь и далее исоольэованы м атериалы и документы Вс. Иванова, хранящ иеся в ЦГАЛИ, ф. 632. стью» привлекают редактора рассказы оми ча Николая Бутова. Но он не забывает от метить: «Отрадно, вдобавок, и то, что Н. Бутов, работая в районе, лишенный ли тературной среды, находит в себе силы по ставить себя рядом с писателями, находя щимися в самых благоприятных условиях для творчества». Такой интерес Иванова к личности авто ра естествен и глубоко закономерен. Ведь в литературной учебе «обучение» нельзя от делить от «воспитания»— их принято рас сматривать «как стороны одного и того же процесса —становления писательской инди видуальности»1. Именно с переменами в психологии, в личности художника слова Иванов связы вал свои мечты о будущей, богатой талан тами литературе. Он говорил в 1935 году на Международном конгрессе писателей в защиту культуры: «Пройдет какое-нибудь десятилетие, пятилетие, и то воспитание, ко торое мы ведем среди нашей писательской молодежи, подарит миру писателей, поэтов совсем удивительных, в десятки, сотни раз крупнее и больше тех, которых мы имеем сейчас» (VIII, 241). Слова Иванова восторженно-гиперболич ны, но в данном случае преувеличение еще более подчеркивает важную для нас мысль оратора. Многолетние раздумья о личности худож ника, о призвании и назначении литературы во многом определили для Вс. Иванова нравственное воспитание молодых литера торов. Многие его размышления об этом со единены в одном трудном вопросе, который он сам однажды определил так: «борьба с эгоизмом в искусстве». В течение десятиле тий Иванов с настойчивостью ставил этот вопрос перед собой — в дневнике, перед своими героями, во всех произведениях, где речь шла о творчестве. В сложной проблеме искусства он особен но выделял две грани. Иванов полагал, что художник только тогда достигнет совер шенства, органичности в своих писаниях, когда полностью изживет в себе самолюбо вание, тщеславие, стремление «показаться». Именно это убеждение заставило его не раз с сожалением сказать о себе: «Во мне всег да билась театральная жилка человека, лю бящего эффекты»2. А в другой раз Иванов записывает в дневнике —будто прямо обращается к мо лодым авторам: «Не нужно считать себя великим. Если считаешь великим, меньше работаешь. Лучше чувствовать себя воро бьем, но зато подняться вверх, запарить и запеть жаворонком,—какое наслаждение. Скромность не только поза, это — необходи мость для каждого творческого работника. Ее трудно воспитать, так как, в силу [ра боты одиночки), надо себя подогревать, чтоб не чувствовать одиночества»’. 'А . А м с т е р д а м В ш коле великого мастера (о работе Горького с начинающ ими писателям и).— В сб : «Горький и вопросы советской литературы » М.. 1956. стр. 446. 2 »Известия». 1957. 13 мартв. * В г И в а н о в . П ереписка с А. М. Горь ким Из дневников и записных книж ек, стр 391.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2